Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

     - ввести особый режим надзора  за банками, работающими с физическими  лицами;

     - обеспечить создание условий,  стимулирующих рынок потребительских  кредитов, в сочетании с рынок  банковских вкладов населения;

     - стимулировать банки к развитию  рынка корпоративных ценных бумаг; 

     - жестко пресекать деятельность  юридических лиц, осуществляющих  незаконное привлечение денежных средств населения. [28, с.412]

    Совершенствовать  систему государственного банковского  регулирования и надзора необходимо и с целью экономической безопасности страны.

    Экономическая безопасность страны является одной  из составляющих безопасности государства  наряду с военно-политической, экологической  и прочими аспектами.

    Экономическая безопасность банковской системы зависит от следующих факторов:

    политической  и экономической стабильности как  внутри государства, так и в соседних странах и странах, с которыми она имеет значительные экономические и политические отношения;

    уровня  зависимости банковской системы страны от внутренних и внешних источников финансирования;

    уровня  концентрации активов банков в финансовых учреждениях других государств;

    уровня  концентрации активов банков по отраслям экономики или финансово-промышленным группам;

    структуры собственности на банковские учреждения;

    сложной и неадекватной системы государственного регулирования банков и ее низкой эффективности.

    Следует отметить, что существующие меры защиты банковской сферы от угроз неэкономического характера ограничены и необходимо формировать систему ее экономической безопасности, включающую два уровня: подсистему экономической безопасности кредитных организаций и взаимосвязанную с ней подсистему центрального регулирующего органа.

    Анализ  существующей практики организации  государственного регулирования банков в обеспечении экономической безопасности страны показал, что в настоящее время по разным причинам не осуществляется комплексное использование специфических форм поддержки банковского сектора со стороны органов государственной власти. Это связано с тем, что ввиду многообразия банковских услуг создание специализированных органов или комитетов, в функции которых входили  бы специальные соответствующие полномочия, считается нецелесообразным по причине появления дополнительных затрат на их содержание. Более приемлемым вариантом является наделение такими функциями уже существующих органов. [29, с.452]

    Одним из основных управляющих и контролирующих элементов механизма системы экономической безопасности банковского сектора является орган банковского регулирования и надзора. Согласно анализу мировой практики банковского надзора как элемента механизма обеспечения экономической безопасности страны существуют два основных подхода к надзору: формальный, при котором решающую силу имеют формальные правовые нормы, и содержательный, при котором решающую силу имеет профессиональное мотивированное суждение органа банковского надзора. В мировой практике доминирует содержательный подход к банковскому надзору, логика которого состоит в том, что невозможно предусмотреть все правовые нормы, детально регламентирующие правила поведения банков на все случаи жизни. Таким образом, банковский надзор строится по принципу профессионального мотивированного суждения надзорного органа, который и занимается толкованием правовых норм. Обеспечение должного уровня раскрытия информации и создание политически независимой банковской системы — это первостепенная задача, решение которой позволяет повысить эффективность рыночных дисциплинарных мер.

    Необходимо  также отметить, что эффективность  надзора за банками имеет первостепенное значение в построении системы государственного регулирования банков в обеспечении экономической безопасности страны. Эффективность надзора определяет возможности банка по проведению рисковых операций.

    Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора является четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа в сочетании с достаточным уровнем оперативной и финансовой независимости. При этом банковский надзор эффективен только в случае, если он осуществляется в режиме разумной и стабильной макроэкономической политики при наличии необходимого и достаточного комплекса процедур для эффективного решения возникающих проблем и механизма, способного обеспечить соответствующий уровень безопасности и надежности кредитных организаций.

    В связи с вышеизложенным можно  утверждать, что для эффективного функционирования модели банковского  регулирования и надзора в  системе обеспечения экономической  безопасности страны с учетом международных  требований необходимо реализовать следующее: определить режим банковского надзора и применения при необходимости мер надзорного реагирования исходя из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками; обеспечить функционирование системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля; повысить оперативность и эффективность решений, принимаемых в рамках банковского надзора; обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма взаимодействия между органами банковского надзора и аудиторами. При этом целью направляющей деятельности должна быть не столько сама защита банковской системы от возникающих внешних и внутренних угроз, сколько обеспечение такого ее развития и всех элементов, которое гарантировало бы предупреждение и ликвидацию угроз эффективному развитию банковской системы. [18, с.343]

    Однако  поскольку банковский надзор является только частью системы государственного регулирования банков, необходимой для обеспечения экономической безопасности страны, то в процессе его реализации следует учитывать следующие положения:

  • поскольку эффективная макроэкономическая политика не входит в сферу банковского надзора, то государственные органы, отвечающие за его осуществление, должны адекватно реагировать в случае, если реальная макроэкономическая политика угрожает безопасности и эффективности банковской системы;
  • создание и поддержание эффективного функционирования соответствующей инфраструктуры, включающей законодательство, состоящее из банковского законодательства, контрактного права, защиты прав потребителей, законов о правах собственности и разрешении конфликтов; международно приемлемые правила учета и отчетности; независимый и надежный аудит; эффективный банковский, страховой и другой финансовый надзор, а также необходимый и достаточный надзор за другими участниками рынка вместе с таким же комплектом юридически сильных полномочий на вмешательство в действия проблемных поднадзорных учреждений; надежную и эффективную платежно-клиринговую систему;
  • создание и поддержание эффективного функционирования соответствующей системы обеспечения рыночной дисциплины, включающей такую информацию об участниках рынка, которая обеспечит своевременное предоставление заемщикам, кредиторам, инвесторам и заинтересованной общественности точной, значимой, прозрачной, необходимой и достаточной для принятия квалифицированных решений информации; финансовые стимулы; контроль над ответственностью инвесторов; систему принятия решений и принуждения к их исполнению.

    Сотрудничество  банковского регулирования с  внешним аудитом оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. При этом хотя внешний аудит и не имеет прямых функций по регулированию деятельности банков, однако позволяет более качественно их осуществлять основному органу — банковскому надзору.

    Таким образом, комплексный подход по организации  системы государственного регулирования банков, должен позволять предупреждать возникновение банковских кризисов, а с другой стороны — обеспечивать необходимый и достаточный уровень безопасности, гарантирующий интересы вкладчиков и кредиторов банков. Учет особенностей функционирования описанных выше элементов системы государственного регулирования банков позволит повысить уровень экономической безопасности страны.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Проведенное в дипломной работе исследование дает основание сделать следующие  выводы, которые выносятся на защиту.

  1. Государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций является особо специфичным, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в Республике Беларусь в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности.
  2. В соответствии со статьей 34 Банковского кодекса Республики Беларусь в целях поддержания стабильности банковской системы республики Национальный Банк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является его исключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группы полномочий:

     во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса  о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;

     во-вторых, разрабатывает и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;

     в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.

     Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены.

     Для возникновения специальной финансово-правовой правосубъектности банков и небанковских кредитных организаций необходимо и достаточно двух юридических фактов: государственной регистрации в качестве юридического лица и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Одновременно с государственной регистрацией банков Национальный банк осуществляет их лицензирование. Однако, необходимо отметить, что в банковском законодательстве Республики Беларусь отсутствует легальное определение понятия «банковская лицензия». Так, под лицензией на осуществление банковских операций предлагается понимать специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности (банковских операций) в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Национальным банком Республики Беларусь формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа.

     Тем самым можно предложить следующее определение банковской деятельности: «банковской деятельностью является, подлежащая обязательному лицензированию Национальным банком Республики Беларусь, совокупность банковских операций банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, осуществляемых систематически с целью извлечения прибыли.

  1. В работе государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций было представлено на примере ОАО «Белагропромбанка», который осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление банковской деятельности Национального банка Республики Беларусь от 22 июля 2009 г. №2. ОАО «Белагропромбанк» - крупнейший универсальный банк страны. Имея широкую финансовую сеть, он стабильно возглавляет список белорусских банков по сумме активов, а также занимает второе место по величине собственного капитала и кредитным вложениям. Наряду с аккумулированием временно свободных денежных средств на основных сегментах внутреннего финансового рынка банк активно взаимодействует с международными кредитно-финансовыми организациями по привлечению в экономику республики внешних ресурсных источников. Этому способствовало повышение международного кредитного рейтинга банка, который в настоящее время является самым высоким из присваиваемых белорусским банкам.

     Контроль  за деятельностью ОАО «Белагропромбанк»  проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостное и  непрерывное регулирование за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Регулирование за деятельностью банка основано на таких принципах как: реальность, полнота, разрешение, точность, классификация и т.д

  1. Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь - №02200/0495306, срок действия 15.02.2009-15.02.2014 (решение №432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь - №8, срок действия 14.11.2005-14.11.2010 (решение №11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. Сотрудничество банковского регулирования с внешним аудитом оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. При этом хотя внешний аудит и не имеет прямых функций по регулированию деятельности банков, однако позволяет более качественно их осуществлять основному органу —  банковскому надзору.
  2. Эффективное функционирование системы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций невозможно без определения режима банковского надзора, законодательного закрепления принципов взаимоотношений банковского надзора с внешним аудитом банков, адекватной системы гарантирования возврата вкладов физическим лицам. При этом целью деятельности данной системы должна быть не столько сама защита банковской системы от возникающих внешних и внутренних угроз, сколько обеспечение такого ее развития, которое гарантировало бы предупреждение и ликвидацию угроз эффективному развитию банковской системы и снижению уровня государственных расходов на минимизацию негативных последствий, происходящих в банковской системе.
  3. Интеграция в международное банковское сообщество. Исходя из этого, важнейшей задачей является повышение транспарентности белорусских банков.
  4. Совершенствовать систему государственного банковского регулирования и надзора необходимо и с целью экономической безопасности страны. Экономическая безопасность страны является одной из составляющих без-опасности государства наряду с военно-политической, экологической и прочими аспектами.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь