Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
- ввести особый режим надзора
за банками, работающими с
- обеспечить создание условий,
стимулирующих рынок
- стимулировать банки к
- жестко пресекать деятельность
юридических лиц,
Совершенствовать систему государственного банковского регулирования и надзора необходимо и с целью экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность страны является одной из составляющих безопасности государства наряду с военно-политической, экологической и прочими аспектами.
Экономическая безопасность банковской системы зависит от следующих факторов:
политической и экономической стабильности как внутри государства, так и в соседних странах и странах, с которыми она имеет значительные экономические и политические отношения;
уровня зависимости банковской системы страны от внутренних и внешних источников финансирования;
уровня концентрации активов банков в финансовых учреждениях других государств;
уровня
концентрации активов банков по отраслям
экономики или финансово-
структуры собственности на банковские учреждения;
сложной и неадекватной системы государственного регулирования банков и ее низкой эффективности.
Следует отметить, что существующие меры защиты банковской сферы от угроз неэкономического характера ограничены и необходимо формировать систему ее экономической безопасности, включающую два уровня: подсистему экономической безопасности кредитных организаций и взаимосвязанную с ней подсистему центрального регулирующего органа.
Анализ существующей практики организации государственного регулирования банков в обеспечении экономической безопасности страны показал, что в настоящее время по разным причинам не осуществляется комплексное использование специфических форм поддержки банковского сектора со стороны органов государственной власти. Это связано с тем, что ввиду многообразия банковских услуг создание специализированных органов или комитетов, в функции которых входили бы специальные соответствующие полномочия, считается нецелесообразным по причине появления дополнительных затрат на их содержание. Более приемлемым вариантом является наделение такими функциями уже существующих органов. [29, с.452]
Одним из основных управляющих и контролирующих элементов механизма системы экономической безопасности банковского сектора является орган банковского регулирования и надзора. Согласно анализу мировой практики банковского надзора как элемента механизма обеспечения экономической безопасности страны существуют два основных подхода к надзору: формальный, при котором решающую силу имеют формальные правовые нормы, и содержательный, при котором решающую силу имеет профессиональное мотивированное суждение органа банковского надзора. В мировой практике доминирует содержательный подход к банковскому надзору, логика которого состоит в том, что невозможно предусмотреть все правовые нормы, детально регламентирующие правила поведения банков на все случаи жизни. Таким образом, банковский надзор строится по принципу профессионального мотивированного суждения надзорного органа, который и занимается толкованием правовых норм. Обеспечение должного уровня раскрытия информации и создание политически независимой банковской системы — это первостепенная задача, решение которой позволяет повысить эффективность рыночных дисциплинарных мер.
Необходимо также отметить, что эффективность надзора за банками имеет первостепенное значение в построении системы государственного регулирования банков в обеспечении экономической безопасности страны. Эффективность надзора определяет возможности банка по проведению рисковых операций.
Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора является четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа в сочетании с достаточным уровнем оперативной и финансовой независимости. При этом банковский надзор эффективен только в случае, если он осуществляется в режиме разумной и стабильной макроэкономической политики при наличии необходимого и достаточного комплекса процедур для эффективного решения возникающих проблем и механизма, способного обеспечить соответствующий уровень безопасности и надежности кредитных организаций.
В
связи с вышеизложенным можно
утверждать, что для эффективного
функционирования модели банковского
регулирования и надзора в
системе обеспечения
Однако поскольку банковский надзор является только частью системы государственного регулирования банков, необходимой для обеспечения экономической безопасности страны, то в процессе его реализации следует учитывать следующие положения:
Сотрудничество банковского регулирования с внешним аудитом оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. При этом хотя внешний аудит и не имеет прямых функций по регулированию деятельности банков, однако позволяет более качественно их осуществлять основному органу — банковскому надзору.
Таким образом, комплексный подход по организации системы государственного регулирования банков, должен позволять предупреждать возникновение банковских кризисов, а с другой стороны — обеспечивать необходимый и достаточный уровень безопасности, гарантирующий интересы вкладчиков и кредиторов банков. Учет особенностей функционирования описанных выше элементов системы государственного регулирования банков позволит повысить уровень экономической безопасности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в дипломной работе исследование дает основание сделать следующие выводы, которые выносятся на защиту.
во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;
во-вторых, разрабатывает и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;
в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены.
Для возникновения специальной финансово-правовой правосубъектности банков и небанковских кредитных организаций необходимо и достаточно двух юридических фактов: государственной регистрации в качестве юридического лица и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Одновременно с государственной регистрацией банков Национальный банк осуществляет их лицензирование. Однако, необходимо отметить, что в банковском законодательстве Республики Беларусь отсутствует легальное определение понятия «банковская лицензия». Так, под лицензией на осуществление банковских операций предлагается понимать специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности (банковских операций) в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Национальным банком Республики Беларусь формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа.
Тем самым можно предложить следующее определение банковской деятельности: «банковской деятельностью является, подлежащая обязательному лицензированию Национальным банком Республики Беларусь, совокупность банковских операций банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, осуществляемых систематически с целью извлечения прибыли.
Контроль
за деятельностью ОАО «