Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
При проведении идентификации лиц, совершающих финансовые операции, банк фиксирует их данные с последующим занесением их в специальный журнал регистрации данных о лицах, совершающих финансовые операции.
Журнал ведется отдельно для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Журнал пронумерован, прошнурован и скреплен печатью банка и подписями руководителя и главного бухгалтера банка.
Аналитический учет сделок с производными инструментами ведется по каждой сделке либо по сериям производных инструментов.
Синтетический учет – обобщенное отражение состояния и движения активов и пассивов в денежном выражении на синтетических счетах бухгалтерского учета. [30, с.43]
При
составлении бухгалтерской
Систему
внутреннего контроля возглавляет
главный бухгалтер, который обеспечивает
правильность ведения бухгалтерского
учета в банке. С целью подтверждения
достоверности бухгалтерской
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и
ОАО «Белагропромбанк»
Законодательные основы осуществления банковского надзора заложены в Банковском кодексе Республики Беларусь и конкретизируются в нормативных правовых актах Национального банка Республики Беларусь.
В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно–финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно–финансовой организации.
Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. [27, с.153]
Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.
В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка. На постоянной основе действует Комитет по обеспечению стабильности банковской системы, являющийся коллегиальным органом, обеспечивающим выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам развития банковской системы в части:
совершенствования
нормативно–правовой базы в области
банковского надзора и
поддержания стабильности банковской системы и разработки мер защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.
Решения Комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.
Председателем Комитета по обеспечению стабильности банковской системы является Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, членами Комитета – первый заместитель Председателя Правления, направляющий вопросы банковского надзора, руководители Главного управления банковского надзора, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля, Главного юридического управления, Управления Секретариата Правления Национального банка. [28, с.133]
В целях осуществления контроля за выполнением банками индикативных параметров развития банковской системы в части наращивания собственного капитала, уставного фонда, ресурсной базы и поддержания проблемной задолженности в установленных пределах функционирует Комиссия по контролю за выполнением банками индикативных параметров. Комиссия является коллегиальным органом и подотчетна Председателю Правления Национального банка Республики Беларусь. В ее состав входит 9 человек, включая Председателя комиссии, которым является первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющий вопросы банковского надзора.
Комиссия на заседаниях заслушивает отчеты руководителей банков по вопросам о финансовом состоянии банков, проводимой работе по выполнению индикативных параметров развития банковской системы, организует изучение внесенных предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.
В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первый заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора).
Комиссия
осуществляет рассмотрение ключевых тенденций
в экономике и денежно–
Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы
Результаты работы Комиссии в соответствии с протоколами доводятся до сведения руководства Национального банка и заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка.
Рассмотрим формы и методы осуществления надзора:
Дистанционный надзор:
Дистанционный надзор (off-site) является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе предоставляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекции и прочей информацией, имеющей отношение к их деятельности. [2, стр.54].
Основной целью дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного регулирования, направленных на обеспечение безопасного и ликвидного функционирования банков, защиту кредиторов банков, минимизацию частоты и издержек, связанных с банкротством банков, поскольку кредиторы не могут в полной мере оценить риски, связанные с размещением средств в отдельных банках. Этот процесс позволяет выявить возможные проблемы банка на ранней стадии и указать ту область, в которую должны быть направлены усилия надзора в первую очередь.
Управление дистанционного надзора является структурным подразделением Главного управления банковского надзора и включает в свой состав четыре отдела по следующим направлениям:
отдел надзора за системообразующими банками;
отдел надзора за несистемообразующими банками, привлекающими вклады населения;
отдел надзора за несистемообразующими банками, не привлекающими вклады населения;
отдел надзора за кризисными банками.
Инспектирование банков:
Национальный банк осуществляет проверки банков с целью установить непосредственно на месте реальное финансовое состояние банка, дать оценку принимаемыми им на себя рискам, состоянию системы внутреннего контроля, организации управления, выполнению установленных пруденциальных требований, правильности отражения операций в бухгалтерском учете, достоверности отчетности, предоставляемой в Национальный банк. Кроме того, перед проверяющими ставится задачи выявление ситуаций, создающих угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, нарушений законодательства, регулирующего банковскую деятельность, устава и внутренних документов банка, причин и условий их совершения. В ходе проверок банков уделяется большое внимание качеству активов, правильности их классификации и полноте создания специального резерва по активам, подверженным кредитным рискам. По результатам проверки дается оценка уровню кредитного, процентного, валютного, правового рисков, риску потери ликвидности и качеству управления ими. [36, с.183]
В соответствии с действующим регламентом каждый банк подлежит комплексной проверки не реже одного раза в три года. График проведения комплексных проверок формируется с учетом периода, прошедшего с момента предыдущей комплексной проверки. В график включаются банки в первую очередь, в отношении которых имеются данные об ухудшении их финансового положении, принятий на себе повышенных рисков, нарушениях банковского законодательства.
На основе полученных данных в ходе комплексной проверки банка информации сотрудники управления инспекции оценивают текущее финансовое состояние и перспективы развития банка, подготавливают акты (справки) и заключение по результатам проверки.
Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору.
В отличае от Национального банка Республики Беларусь ОАО «Белагропромбанк» является представителем второго уровня банковской системы Республики Беларусь, который осуществляет регулирование за своей деятельностью посредствам методических указаний Национального банка. В соответствии с Уставом в банке создаются контрольно-ревизионные органы, осуществляющие регулирование за деятельностью банка.
Для
осуществления внутреннего
Ревизионная комиссия избирается ежегодно в количестве 5 человек. Ревизионную комиссию Банка возглавляет председатель, который избирается из числа ее членов в день окончания проведения Общего собрания акционеров на первом заседании Ревизионной комиссии, которое организует и проводит Председатель Общего собрания акционеров.
Полномочия любого члена ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно по решению Общего собрания акционеров.
Членом Ревизионной комиссии не может быть избран акционер Банка и (или) иное физическое лицо, которые являются членами Наблюдательного совета или Правления. [33, с.243]
Компетенция
Ревизионной комиссии по вопросам,
не предусмотренным
Обязанностями Ревизионной комиссии является проведение:
1.
Ежегодной ревизии - по результатам
финансовой и хозяйственной
2.
Ревизии и проверки по решению
Наблюдательного совета в
3.
Ревизии и проверки по
Ревизионная комиссия Банка вправе в любое время по собственной инициативе провести ревизию или проверку. Продолжительность ревизии или проверки не должна превышать тридцати календарных дней. [31, с.218]
Ревизионная комиссия по результатам проведенной ревизии или проверки составляет заключение. Заключение Ревизионной комиссии по результатам проведения ежегодной ревизии вносится на рассмотрение Общего собрания акционеров при утверждении годового отчета Банка.