Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет
управления
Кафедра
гражданского и хозяйственного права
Допущена
к защите
Заведующий кафедрой гражданского и хозяйственного права ____________ С.В. Апанасевич “____” ________________ 2011г. |
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Государственное
регулирование деятельности банков
и небанковских кредитно-финансовых организаций
в Республике Беларусь
Специальность
Государственное управление и право
Специализация Правовое регулирование сфер и отраслей государственного
управления
Студент
6 курс, гр. ПРСОГУ-4 |
|
С.П. Климантович |
Руководитель
______________ |
|
|
Минск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность
государственного
1.2 Применение
лицензионного и регистрационного права
в процессе государственного регулирования
деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций………………………………………………
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая
характеристика ОАО «
2.2 Государственное
регулирование деятельности
2.3 Сравнительный
анализ государственного
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления
повышения эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой укрепления и развития банковской системы, которая должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от их эффективного решения зависит не только состояние банковского сектора, его способность выполнять присущие ему уникальные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.
Необходимость государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.
В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование. Так, Банковский Кодекс Республики Беларусь наделил всеми полномочиями в сфере государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Национальный Банк Республики Беларусь.
В
процессе взаимоотношений с
Главная задача Национального банка Республики Беларусь заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.
Коммерческие
банки являются основными каналами
практического осуществления
Особенностью дипломной работы является то, что в ней осуществлена попытка исследования не только теоретических аспектов государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, но и проведен сравнительный анализ осуществления государственного регулирования центрального и коммерческого банка.
Тема дипломного исследования затрагивает многие сложные вопросы банковского и гражданского права и для того, чтобы ее полно раскрыть недостаточно одной дипломной работы. Поэтому, учитывая установленные рамки объема дипломной работы, ее автор отдельные вопросы рассмотрел в общих чертах, сохранив тем самым возможность увеличить объем исследования других наиболее важных, по мнению автора, проблемных вопросов рассматриваемой темы.
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Поставленная цель предопределила решение следующих исследовательских задач:
Объектом исследования является: банковская система в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают нормы белорусского законодательства, касающиеся государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Методологическую основу настоящего исследования составили: диалектический метод познания социальных процессов и явлений, а также общенаучные методы исследования: системный, аналитический, логико-ситуационный, а также юридические: сравнительно-правовой и комплексно-правовой.
Научная новизна работы включает в себя теоретические вопросы исследования государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, их сущности и методов государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь. Методы регулирования рассматриваются на примере ОАО «Белагропромбанк». Пути совершенствования включают проблемы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь, мировой опыт и проблемы банковской деятельности в Республике Беларусь.
Практическая значимость работы. Полученные выводы и сформулированные рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования норм гражданского и банковского законодательства Республики Беларусь или повышения эффективности правоприменительной деятельности в сфере государственного регулирования. Материалы исследования могут быть полезны студентам учебных заведений в изучении банковского права Республики Беларусь, а также в подготовке написания студенческих научных работ, связанных с темой дипломной работы.
Правовую основу исследования составили: положения Конституции Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, постановления Национального банка Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты, а также правоприменительная практика по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и белорусских авторов, таких как: Ю.П. Довнар, В.С. Каменков, В.А. Круглов, Т.П. Варламова, Л.Г. Ефимова, Г.И. Кравцова, В.И. Рыбин, Ф.С. Мишкин, Л.М. Рыкова и т.д.
Структурная основа дипломной работы состоит из трех глав и входящих в них восьми разделов, введения, заключения, а также списка использованных источников. Работа структурирована таким образом, чтобы можно было максимально полно раскрыть тему исследования.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать следующим образом: