Государственное регулирование финансовых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:37, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формирования и использования ресурсов предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы является СПК «Рассвет» Ононского района. Целью исследования является государственное регулирование финансовых рынков.
Основной задачей исследования является изучение современного состояния предприятия после получения от государства поддержки.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Введение

   Финансовый менеджмент – процесс  управления денежным оборотом, формирования  и использования ресурсов предприятия.

   Объектом исследования данной  курсовой работы является СПК  «Рассвет» Ононского района. Целью  исследования является государственное регулирование финансовых рынков.

   Основной задачей исследования  является изучение современного  состояния предприятия после  получения от государства поддержки. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты.

1.1 Функции государственного регулирования.

           Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют  области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает и  требуется вмешательство государства. 

           Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

           Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

           В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие  денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в  экономику.

           Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. 

           Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

           Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

           Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов.

           Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.

           Монополизм и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики.

           Развитие фундаментальных научных  исследований и связанных с  ними  крупных инвестиций с  длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

           Государство проводит региональную  политику, решая проблемы, возникающие  при воздействии на рыночную  экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

           Реализация национальных  интересов в мировой  экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

           Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

           Если же государство пытается  делать больше, чем ему отмерено  рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых

производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно  

становится  необходимым разгосударствление экономики  избавление ее от чрезмерной государственной активности.

           Основными направлениями экономической  деятельности государства являются  следующие.

          Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

           Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

           Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

          

1.2 Методы государственного регулирования.

   Государство выполняет свои функции,  применяя различные методы, к  которым рыночная система предъявляет  различные требования.

   Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

   Во-вторых, влиять на рынок как  самонастраивающуюся систему можно  в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо , но и необходимо.

    В-третьих, экономические регуляторы  не должны ослаблять или заменять  рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

1.3 Финансовые рынки.

      В основе экономики рыночного типа лежит трёхэлементная система её финансирования: прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование и бюджетное финансирование. В годы советской власти, т.е. в условиях плановой экономики, имела место абсолютная доминанта последнего элемента этой системы; что касается других её частей, то первый элемент отсутствовал полностью, роль второго бала крайне ограничена. В последние годы эти перекосы постепенно устраняются. В частности, в силу ряда объективных и субъективных факторов снижается роль бюджетного финансирования; в 1992 – 1995 гг. были предприняты существенные усилия по мобилизации средств на развитие банковской системы; в ближайшем будущем приоритетное внимание, безусловно, будет уделяться развитию отечественного рынка капитала. Рассмотрим сущность и виды рынков капитала, являющихся основой функционирования реальной рыночной экономики.

      Деятельность большинства компаний, особенно крупных, тесным образом  связана с финансовым рынком, представляющим собой организованную  или неформальную систему торговли  финансовыми активами и инструментами.  На этом рынке происходит обмен деньгами и их эквивалентами, предоставление кредита и мобилизации капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заёмщикам. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансовых рынков; одна из возможных классификаций приведена на рисунке 1.8.

     
 
 
 
 

    Валютный рынок (foreign exchange market) - представляет собой рынок, на котором совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

    Рынок денежных средств (money market) – представляет собой рынок, на котором обращаются активы со сроками погашения не более года.

Информация о работе Государственное регулирование финансовых рынков