Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.

2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.

Оглавление

Введение…………..……………………………………………………...………..3

Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5

1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5

1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5

1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10

1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18

1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18

1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20

1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22

1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22

1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28

1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35

Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41

2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41

2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43

2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46

Заключение…………………………………………………………………......48

Библиография…………………………………………….……………..……...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Миронова..doc

— 254.00 Кб (Скачать)
 
 

     2.3. Анализ результатов  исследования 
 

рис.1. Анализ результатов  тестирования уровня психофизического развития детей с ограниченными  возможностями

     Результаты  тестов, оценивающих частоту движений и время двигательной реакции, показали, что уровень развития скоростных качеств у детей с ослабленным зрением выше, чем у в других нозологических группах. Наихудшие показатели времени реакции имеют дети с умственной отсталостью. Тогда как показатель развития силовых качеств, определяемый кистевой динамометрией, у данной категории детей является самым высоким. По результатам челночного бега уровень развития координационных способностей самый высокий у детей с нарушением слуха. Причем этот показатель соответствует показателю координационных способностей здоровых детей.

     Воспитанники коррекционных школ в целом считают себя в достаточной мере физически развитыми и подготовленными. Уровнем своей физической подготовленности удовлетворены 80% девочек и 95% мальчиков. Остальные дети, выражая крайнюю степень неудовлетворенности уровнем своей физической подготовленности, оценили ее как плохую.

     Учащиеся  продемонстрировали определенную склонность в выборе видов упражнений, которыми они предпочитают заниматься. Абсолютными  лидерами по частоте предпочтений оказались  подвижные и спортивные игры, беговые упражнения и велосипед.

     По  мнению К. Г. Юнга, очевидная разница в поведении человека определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано. Анализ ответов респондентов среднего школьного возраста позволил определить, какие по направленности упражнения предпочитают воспитанники коррекционных школ. 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     1. В процессе изучения результатов исследований специалистов в области АФК мы увидели реальные отклонения в физическом развитии у детей с различными формами нарушений опорно-двигательного аппарата по сравнению с нормой в разные возрастные периоды, что связано как с низкими начальными антропометрическими параметрами, вследствие основного заболевания, так и с прогрессирующим снижением скоростей роста этих интегральных показателей в процессе биологического развития. Особенно ярко это прослеживается в периоды полового созревания у девочек в среднем и старшем школьном возрасте, у мальчиков в старшем школьном возрасте. Вынужденное ограничение подвижности, ослабление или выпадение функций отдельных мышечных групп, ослабление мышечного тонуса, нарушение координации движений приводят к недостатку двигательной активности, что дополнительно к основному заболеванию тормозит ростовые процессы и биологическое развитие этих детей. Своевременное применение широкого спектра средств адаптивной физической культуры с самого раннего возраста и на всем протяжении роста и развития ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата помогает добиться значительных успехов в коррекции основного заболевания и приблизить к нормативным показателям физическое развитие аномального школьника. Адаптивная физическая культура в данном случае развивает компенсаторные возможности, уменьшает вынужденное ограничение подвижности, значительно расширяет спектр социально-бытовых возможностей для данной категории школьников.

     2. Изучение специальной литературы позволило выявить особенности нарушений психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей у учащихся специальных (коррекционных) школ. Различия наблюдались у учащихся в соответствие с половозрастными особенностями.

     Анализ  полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о  необходимости создания комплексной  программы по коррекции психомоторных  и сенсорно-перцептивных нарушений  у учащихся различной нозологии с учетом следующих направлений коррекционного воздействия: способность к точному управлению движениями в пространстве, способность к реагированию, способность к поддержанию максимально возможного темпа движений, снижение психического возбуждения.

     3. Воспитанники коррекционных школ  достаточно оптимистично оценивают  свое состояние здоровья, улучшение  которого многие из них связывают  с систематическими занятиями  физическими упражнениями и здоровым  образом жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 
 

     1. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция  дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.

     2. Бахрах И. И., Волков В. М. Взаимосвязь некоторых функциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста. // Теория и практика физической культуры. М.,1974. № 7. С. 44-46.

     3. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997.

     4. Воронцов И. М., Матвеева Н. А., Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических регионов России. // Педиатрия. М.,1995. № 4. С. 50-51.

     5. Воронцов И. М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. М.,1985. №6. С. 6-11.

     6. Гурфинкель В. С., Коц Я. М., Шик М. Л. Регуляция позы человека. — М.: Наука, 1965. —256 с.

     7. Дорохов Р. Н. Физическое развитие детей школьного возраста. // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. С. 5-38.

     8. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. Санкт-Петербург, 2000. С. 926.

     9. Розанова Т.В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школьников // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 200-225.

     10. Рябова Л.В. Особенности функционального состояния слабослышащих детей дошкольного возраста и влияние элементов физического воспитания на их развитие: Автореф... канд. мед. наук.- М. -1969.-34с.

     11. Скворцов Д. В. Клинический анализ движений. Стабилометрия: — М.:А03Т «Антидор», 2000. -192 с. 12.

     12. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. - М., 1983.

     13. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М., 1980.

     14. Социализация детей с нарушениями интеллекта. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с

     15. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997.

     16. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.

     17. Шеффер Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб., 2000. – 384 с.

     18. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

     19. Anthony William A. Characteristics of people with psychiatric disabilities that are predictive of entry into the rehabilitation process and successful employment/ Psichosocial Rehabilitation Journal? Vol, 17, January 1994.

     20. Gagey P. M., Weber B. Posturologie. Regulation et dereglements de la station debout. Paris: Masson, 1995. - 145 p. 
 
 
 
 
 
 
 

 ВЫСТУПЛЕНИЕ 

     Образование является одним из ключевых условий  профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов. Эффективность образовательного процесса определяется способностью решения специальными (коррекционными) образовательными учреждениями педагогических задач с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ субъективных оценок воспитанников коррекционных школ состояния своего здоровья, отношения к занятиям физическими упражнениями и получение объективных показателей психофизического развития и факторов окружающей среды является весьма актуальным для дальнейшей разработки и совершенствования общих и частных методик адаптивной физической культуры, обеспечивающих физическую реабилитацию, интеграцию в общество и повышение уровня качества жизни детей-инвалидов.

     В связи с этим нами было предпринято  социально-педагогическое исследование, которое проводилось на базе коррекционных общеобразовательных школ Тамбова.

     Цель  исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

     В процессе исследования решались следующие  задачи:

     1. Изучить методико-педагогическую  и медицинскую литературу.

     2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

     3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

     4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.

     Объектом  исследования является процесс развития и коррекции физических качеств у школьников с ограниченными возможностями.

     Предмет выпускной квалификационной работы – диагностика физического развития и отношения детей с ограниченными возможностями к занятиям адаптивной физической культурой.

     В целях изучения отношения воспитанников  с нарушенным развитием к занятиям физическими упражнениями был проведен опрос в виде анкетирования и  фиксированной беседы.

     Восемь  вопросов анкеты позволили сформировать два относительно целостных по информационной направленности блока. В первый блок входят вопросы, отражающие мнение школьников о влиянии двигательной активности на их состояние здоровья в целом. Второй блок вопросов характеризует отношение школьников с нарушенным развитием к урокам адаптивной физической культуры.

     Анализ  ответов учащихся позволил установить, что воспитанники коррекционных  школ в целом удовлетворены своим  состоянием здоровья. Обычно плохо  себя чувствуют старшеклассники с нарушением слуха и поражением опорно-двигательного аппарата, девочки с нарушением зрения и дети с умственной отсталостью. Жалобы детей преимущественно связаны с состоянием утомления, головной болью, дискомфортными ощущениями в области желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и костно-мышечной системах, простудными явлениями: кашель, насморк. Воспитанников с нарушением зрения беспокоят боли в глазах.

     Значительная  часть школьников с ограниченными  возможностями отмечают положительное  влияние физической нагрузки, получаемой на уроках адаптивной физической культуры, на свое самочувствие. В факте общего улучшения состояния здоровья во взаимосвязи с занятиями физическими упражнениями убеждены в большей мере школьники с нарушением зрения и поражением опорно-двигательного аппарата, чем учащиеся с нарушением слуха и с умственной отсталостью.

     Отрицают  факт положительного влияния физической (двигательной) активности на здоровье человека с ограниченными возможностями  часть воспитанников с нарушением зрения (5% девочек-подростков); учащихся с нарушением слуха (12% девушек и 6% юношей); воспитанников с легкой степенью умственной отсталости (по 3% мальчиков-подростков и юношей).

     Остальные респонденты испытывали затруднение  в определении своей позиции  в данном вопросе и выбрали вариант ответа «не знаю». Наибольшее число респондентов, не определившихся с выбором, составили школьники с нарушением слуха (57% девочек и 61% мальчиков среднего школьного) и умственной отсталостью (70% девочек и 40% мальчиков среднего школьного возраста).

     Активно проводить свое свободное время  предпочитают школьники с умственной отсталостью и учащиеся с нарушением зрения (около 30%). Среди детей с  нарушением слуха число респондентов, выбирающих активные формы досуга, составило около 10% девочек среднего возраста и 27% мальчиков и юношей. Эти школьники занимаются спортом самостоятельно и в спортивных секциях, много времени проводят на свежем воздухе, играя с друзьями; активно помогают по дому и т. п. Остальные респонденты в свое свободное от учебных занятий время играют в игрушки, на компьютере, музыкальных инструментах, смотрят телевизор, слушают музыку, читают, рисуют, любят просто полежать.

     Дети  с нарушенным развитием достаточно критично относятся к своим недостаткам. Значительная часть школьников понимает, что курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков и т. п. наносит вред здоровью человека. Некоторые из них к вредным привычкам относят несдержанность в общении с окружающими людьми, употребление нецензурной лексики. Факт употребления наркотических веществ отрицали все опрошенные школьники. Определенная часть учащихся считает для себя абсолютно недопустимым нарушать принципы здорового образа жизни. Остальные курят и употребляют алкогольные напитки изредка. Многие это делают в компании сверстников, а также вместе с родителями по праздникам. Остается открытым вопрос: «Насколько искренними были дети в своих ответах?». При заполнении анкеты часть школьников выразила беспокойство по поводу сохранения конфиденциальности результатов анкетирования. Анкетирование показало, что уровень просвещенности учащихся с ограниченными возможностями в области теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта недостаточен. Только малая часть респондентов считает себя достаточно компетентными в вопросах физической культуры и спорта. Исходя из полученных результатов, следует предположить, что содержание теоретического раздела предмета адаптивная физическая культура должно соответствовать познавательным потребностям школьников, детальное изучение которых необходимо сделать предметом дополнительного исследования.

Информация о работе Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры