Адаптивная физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов.
реабилитация инвалидов возможна средствами адаптивной физической культуры
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать исследуемую проблему;
2. Исследовать отношение инвалидов к физической культуре и здоровому образу жизни;
3. Изучить опыт работы обществ инвалидов в Москве;
4. Разработать рекомендации по реабилитации инвалидов.

Оглавление

Проблема: рост численности инвалидов
Значение афк и здорового образа жизни родителей; инвалида
Цель исследования - показать роль адаптивной физической культуры и здорового образа жизни в реабилитации инвалидов.

Файлы: 1 файл

Наброски курсового проекта.docx

— 51.93 Кб (Скачать)

Введение

План:

  1. Проблема: рост численности инвалидов
  2. Значение афк и здорового образа жизни родителей; инвалида
  3. Цель исследования - показать роль адаптивной физической культуры и здорового образа жизни в реабилитации инвалидов.

Объект исследования – инвалиды.

Предмет – адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов.

реабилитация инвалидов возможна средствами адаптивной физической культуры

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать исследуемую  проблему;

2. Исследовать отношение инвалидов  к физической культуре и здоровому образу жизни;

3. Изучить опыт работы обществ инвалидов в Москве;

4. Разработать рекомендации  по реабилитации инвалидов.

В курсовой работе использовался следующий метод исследования:

- Анализ научно - методической литературы  по проблеме реабилитации инвалидов;

Практическая значимость - Результаты экспериментального исследования могут быть использованы при организации работы при реабилитации инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги — хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это – чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?

В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

Во всём мире, рост инвалидности среди населения, связан с ухудшением экологии, увеличением транспортных потоков, усложнением производственных процессов и другими причинами. Инвалидность представляет собой социальный феномен и поэтому каждое государство формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Адаптивная физическая культура помогает компенсировать, а иногда и восстановить физические и интеллектуальные способности, способствует повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека. Главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество.

Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. С помощью адаптивной физкультуры у инвалидов вырабатывается твердая уверенность в своих силах, готовность к преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов.

На данном этапе вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом стало приоритетным в нашей стране. В населенных пунктах осуществляется обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов.

Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды физических и психических напряжений; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.

Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др. Кроме того, содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры раскрывают потенциал возможностей, средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности.

Как мировое сообщество, так и сами инвалиды должны четко понимать, что физкультура и спорт более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Объект исследования – инвалиды.

Предмет – Адаптивная физическая культура и здоровый образ жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Цель исследования - показать роль адаптивной физической культуры и здорового образа жизни в реабилитации инвалидов. Приобщение большего числа инвалидов к здоровому образу жизни и занятиям адаптивной физической культурой.

Задачи:

1. Теоретически обосновать исследуемую  проблему;

2. Исследовать отношение инвалидов  к физической культуре и здоровому образу жизни;

3. Изучить опыт работы обществ инвалидов в Москве;

Методы исследования -

Практическая значимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об инвалидности.

Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать всё большие трудности с функционированием. Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий. 

 

Цель «Конвенции о правах инвалидов» (КПИ), принятой Организацией Объединенных Наций в 2006 году, состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее. 

 

Во «Всемирном докладе об инвалидности» собрана вся доступная информация об инвалидности с тем, чтобы способствовать улучшению жизни инвалидов и содействовать реализации КПИ. Цели Доклада: 

 

Обеспечить органы государственной власти и гражданское общество всеобъемлющим анализом значения инвалидности и осуществляемых ответных мер на основе наилучшего имеющегося опыта. 

Рекомендовать действия на национальном и международном уровне.  

 

«Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), принятая в качестве концептуальных рамок данного Доклада, определяет инвалидность как «зонтичный термин для обозначения нарушений, ограничений в действиях и ограничений в участии». Инвалидность охватывает отрицательные аспекты взаимодействия между индивидами, имеющими то или иное состояние здоровья (например, детский церебральный паралич, синдром Дауна, депрессивный синдром), и личными факторами и факторами окружающей среды (такими как негативное отношение, недоступность транспортных средств и общественных зданий и ограниченность социальной поддержки). 

По оценкам, более миллиарда человек, или около 15% населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10%. 

 

Согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», около 785 миллионов человек в возрасте 15 лет и старше (15,6%) живут с инвалидностью, в то время как в «Докладе о глобальном бремени болезней» приведена оценка, составляющая около 975 миллионов человек (19,4%). В рамках этих оценок, согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», 110 миллионов человек (2,2%) имеют весьма значительные трудности с функционированием, в то время как, по оценкам «Доклада о глобальном бремени болезней», 190 миллионов человек (3,8%) имеют «тяжелую форму инвалидности», что эквивалентно инвалидности, вызванной такими состояниями, как квадриплегия, тяжелая форма депрессии или полная слепота. Измерение детской инвалидности (0–14 лет) проводится только в «Докладе о глобальном бремени болезней»; по его оценкам, она составляет 95 миллионов (5,1%) детей, из которых 13 миллионов (0,7%), имеют «тяжелую форму инвалидности». 

 

Предпосылки создания АФК.

 

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности "адаптивная физическая культура".Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Содержание и задачи Адаптивной физической культуры

Критерии для определения основных видов адаптивной физической культуры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Основные   виды    адаптивной    физической    культуры   и   их   краткая характеристика. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры. Пути решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных, компенсаторных   и   профилактических   задач   в   адаптивной   физической культуре. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Направленность, задачи, оздоровительные эффекты.

Взаимосвязь понятий «культура", "физическая культура", "адаптивная физическая культура", «реабилитация", "социализация", "образ жизни", "социальная интеграция".

Функции адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное явление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого человека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты.

Классификация функций адаптивной физической культуры. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в основных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации.

Информация о работе Адаптивная физическая культура