Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.

2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.

Оглавление

Введение…………..……………………………………………………...………..3

Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5

1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5

1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5

1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10

1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18

1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18

1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20

1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22

1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22

1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28

1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35

Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41

2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41

2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43

2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46

Заключение…………………………………………………………………......48

Библиография…………………………………………….……………..……...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Миронова..doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Тамбовское  областное государственное  образовательное  учреждение

среднего  профессионального  образования 

«Педагогический колледж» 
 
 
 

Допущен к защите

___________2010 г.

Зам. директора  по НМР

__________Шаталова А. В. 
 
 
 

Миронов Алексей Алексеевич

студент группы А-51 
 

Психофизическое развитие школьников с ограниченными  возможностями на занятиях адаптивной физической культуры 

Выпускная квалификационная работа по теории и  организации адаптивной физической культуры 
 
 
 
 
 

Код специальности: 050721

Специальность: «Адаптивная физическая культура»

Научный руководитель:

                Садилкин Артем Федорович                         

 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов

2010

Оглавление 

Введение…………..……………………………………………………...………..3

Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5

    1.1. Физическое развитие детей с  нарушением слуха…………………….5

         1.1.1. Характеристика  детей с нарушением слуха………………….5

         1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10

    1.2. Характеристика детей с ослабленным  зрением……..……………….18

         1.2.1. Классификация  зрительных нарушений…………..………….18

         1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20

    1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22

         1.3.1. Виды умственной  отсталости………………………………….22

         1.3.2. Особенности  психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28

    1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35

Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41

    2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41

    2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43

    2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46

Заключение…………………………………………………………………......48

Библиография…………………………………………….……………..……...50 
 
 

Введение 
 

     Система физкультурно-оздоровительной работы активизирует такие двигательные качества как ловкость, быстрота, выносливость и сила, а также равновесие, гибкость и общее физическое развитие, пробуждает у детей интерес и желание заниматься. Особое внимание следует обратить на то, что упражнения для развития двигательных качеств должны быть систематическими, поэтапными и целенаправленными, но при этом они не должны превращаться в формальную тренировку.

     Очень важно и то, что ребенок должен получать удовольствие и радость  от занятий и быть уверенным в успехе. От этого зависит уровень развития двигательных качеств. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков - это способ активного развития, то для учащихся специальных (коррекционных) школ физическая культура является одним из основных средств устранения вторичных отклонений в двигательной сфере. Привлечение детей с ограниченными возможностями к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Используя богатый опыт отечественной дефектологии, специалисты физического воспитания и исследователи имеют возможность дальнейшего развития теории и практики дифференцированного физического воспитания.

     Образование является одним из ключевых условий профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов. Эффективность образовательного процесса определяется способностью решения специальными (коррекционными) образовательными учреждениями педагогических задач с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ субъективных оценок воспитанников коррекционных школ состояния своего здоровья, отношения к занятиям физическими упражнениями и получение объективных показателей психофизического развития и факторов окружающей среды является весьма актуальным для дальнейшей разработки и совершенствования общих и частных методик адаптивной физической культуры, обеспечивающих физическую реабилитацию, интеграцию в общество и повышение уровня качества жизни детей-инвалидов.

     В связи с этим нами было предпринято социально-педагогическое исследование, которое проводилось на базе коррекционных общеобразовательных школ Тамбова.

     Цель  исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

     В процессе исследования решались следующие  задачи:

     1. Изучить методико-педагогическую  и медицинскую литературу.

     2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

     3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

     4. Оценить уровень физического  развития детей с ограниченными  возможностями.

     Объектом  исследования является процесс развития и коррекции физических качеств у школьников с ограниченными возможностями.

     Предмет выпускной квалификационной работы – диагностика физического развития и отношения детей с ограниченными возможностями к занятиям адаптивной физической культурой. 
 
 
 

     ГЛАВА I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями

     1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха

     1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха 

     Нарушения слуха в той или иной степени  встречаются достаточно часто и  у взрослых, и у дётей разного возраста. Большинство из них носит временный характер, например при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др., при эксудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.

     Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха, сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

     Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности.

     К категории детей с нарушениями  слуха относятся те из них, которые  имеют стойкое двустороннее нарушение  слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

     По  состоянию слуха  различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети характеризуются глубоким стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

     Внутри  каждой из этих групп возможно различное  понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так, один слабослышащий ребенок может  слышать речь разговорной громкости  на расстоянии 4—6 м и более и  испытывать затруднения при восприятии шепота, который он слышит, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

     По  времени наступления  снижения слуха  дети делятся на две группы: ранооглохшие дети, т.е. потерявшие слух на 1 —2 -м году жизни или родившиеся неслышащими; позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3 —4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сам термин “позднооглохшие дети” хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Как уже отмечалось, дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора, — на формирование речи. Врожденная тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребенка.

     Глухота, врожденная или приобретенная в  доречевом периоде, лишает ребенка  возможности овладеть речью без специальных приемов обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя глухота может повести к распаду недостаточно упрочившихся речевых навыков.

     У позднооглохших детей степень сохранности  речи зависит от времени наступления  глухоты и от условий последующего развития ребенка, в частности от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.

     По  состоянию словесной  речи (в устной, устно-дактильной или письменной форме) среди детей с нарушенным слухом можно выделить: неговорящих (необученные дети); детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения); детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом; детей с развернутой фразовой речью с аграмматизмом; детей с нормальной фразовой речью.

     При прочих равных условиях чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи. При своевременном и адекватном начале коррекционной работы и ее систематическом проведении в течение длительного времени уровень речевого развития (даже глухого ребенка) может быть максимально сближен с нормой. Таким образом, степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия трех основных факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения его поражения, условий развития ребенка после поражения слуха. По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп: не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

     Врожденная  тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде  или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального  речевого развития ребенка.

     Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Они, не становясь слышащими (так как у медицины нет возможности вернуть физический слух), могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.

Информация о работе Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры