Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.

2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.

Оглавление

Введение…………..……………………………………………………...………..3

Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5

1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5

1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5

1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10

1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18

1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18

1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20

1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22

1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22

1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28

1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35

Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41

2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41

2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43

2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46

Заключение…………………………………………………………………......48

Библиография…………………………………………….……………..……...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Миронова..doc

— 254.00 Кб (Скачать)

     Нарушения в развитии двигательных способностей:

  1. нарушение координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
  2. отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движения рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

     Нарушения основных движений:

     - неточность движений в пространстве  и времени;

     - грубые ошибки при дифференцировании  мышечных усилий;

     - отсутствие ловкости и плавности  движений;

     - излишняя скованность и напряженность;

     - ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

     Специфические особенности моторики обусловлены  прежде всего недостатками высших уровней  регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов  всех видов деятельности и проявляется  в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

     Отставания  в физическом развитии умственно  отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

     М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно  отсталых школьников быстрое истощение  нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).

     Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки, диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.

     Оценивая  физическое развитие учащихся 9-10-летнего  возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие - 25%, развитие ниже среднего - 23%, чрезмерно негармоничное - 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5-9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.

     Е.С.Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью - на 27%, с тяжелой - около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15-16 годам, т.е. позднее на 2-3 года, чем у здоровых. Э.П.Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6-7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста на 1-2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но и умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).

     Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей  является расстройство координации  движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С.,1991; Ванюшкин В.А.,1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В.,1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995). 

     Н.П.Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о  том, что при неосложненной форме  умственной отсталости нарушения сложных  двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что  и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитикосинтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.

     Для практической деятельности педагога важно  знать благоприятные периоды  развития основных видов координационных  способностей у детей с нарушениями  интеллекта.

     В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И.Ю. Горская установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8-15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ. Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9-12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2-3 года.

     Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это  не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей. 
 

     1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой 
 

     Информация  о характере первичного дефекта  у детей с ограниченными возможностями  является важнейшим, структурным элементом  эффективной системы исследовательской  работы. В процессе анализа выписок из медицинских карт школьников были определены наиболее распространенные виды нарушений их состояния здоровья.

     В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

     Каждый  вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено  для формирования базовых основ  физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для  здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И вместе с тем они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

     Адаптивное  физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех восьми видах образовательных (коррекционных) учреждений, в которых обучаются около 600 тыс. детей. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

     Формы организации занятий физическими  упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание. Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

     В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

     • уроки образовательной направленности — для формирования специальных  знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

     • уроки коррекционно-развивающей  направленности — для развития и  коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

     • уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем;

     • уроки лечебной направленности —  для лечения, восстановления и компенсации  утраченных или нарушенных функций  при хронических заболеваниях, травмах  и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

     • уроки спортивной направленности —  для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

     • уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

     Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Информация о работе Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физической культуры