Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Политические процессы и экономические изменения в России в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. привели к разрушению стройную систему физического воспитания советской молодежи. Многолетняя отработанная система физической подготовки, начиная с дошкольного возраста и заканчивая обучением в вузах, стала давать сбой. По официальным данным Госкомстата РФ, за последнее десятилетие резко возросла численность патологических заболеваний. У 42% детей наблюдается общая функциональная неполноценность кардиореспираторной системы, более половины учащихся в общеобразовательных школах имеют ослабленное здоровье, резко снижен уровень физической подготовки среди студенческой молодежи.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………......2
2. ВЫЗОВЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ДОЛГОСРОЧНОГО ПЕРИОДА…………………………………………………………………………………...3
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА……………………….….5
3.1 Цель и задачи Стратегии……………………………………………………………..…5
3.2 Основные целевые ориентиры и этапы их реализации…………………………….…6
3.3 Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения…………………………………………………………………...7
3.4 Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической
культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни……………………………………………………………………………………..9
3.5 Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях………………………………………………………...11
3.6 Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного
резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты
спортсменов и тренеров………………………………………………………………..17
3.7 Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-
спортивной деятельности………………………………………………………………22
3.8 Развитие инфраструктуры сферы физической культуры
и спорта и совершенствование финансового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности……………………………………………..26
3.9 Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями………………………………………..28
3.10 Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии……………………29
3.11 Мониторинг и контроль реализации Стратегии…………………………………….30
4.Заключение…………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………2

2. ВЫЗОВЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ДОЛГОСРОЧНОГО ПЕРИОДА…………………………………………………………………………………...3

3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА……………………….….5

3.1 Цель и задачи Стратегии……………………………………………………………..…5

3.2 Основные целевые ориентиры и этапы их реализации…………………………….…6

3.3 Создание новой национальной  системы физкультурно-спортивного         воспитания населения…………………………………………………………………...7

3.4 Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической       

      культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни……………………………………………………………………………………..9

3.5 Модернизация системы  физического воспитания различных  категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях………………………………………………………...11

3.6 Совершенствование подготовки  спортсменов высокого класса  и спортивного 

      резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты

      спортсменов и тренеров………………………………………………………………..17

3.7 Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-

      спортивной деятельности………………………………………………………………22

3.8 Развитие инфраструктуры  сферы физической культуры

      и спорта  и совершенствование финансового  обеспечения

      физкультурно-спортивной  деятельности……………………………………………..26

3.9 Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации          работы с болельщиками и их объединениями………………………………………..28

3.10 Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии……………………29

3.11 Мониторинг и контроль реализации Стратегии…………………………………….30

4.Заключение…………………………………………………………………..31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политические процессы и экономические изменения в России в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. привели к разрушению стройную систему физического воспитания советской молодежи. Многолетняя отработанная система физической подготовки, начиная с дошкольного возраста и заканчивая обучением в вузах, стала давать сбой. По официальным данным Госкомстата РФ, за последнее десятилетие резко возросла численность патологических заболеваний. У 42% детей наблюдается общая функциональная неполноценность кардиореспираторной системы, более половины учащихся в общеобразовательных школах имеют ослабленное здоровье, резко снижен уровень физической подготовки среди студенческой молодежи. Около четверти призывников признаются негодными к службе в армии по состоянию здоровья, а более половины призванных в армию не выполняют необходимые нормативы. Данная тенденция ухудшения здоровья подрастающих поколений влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах, что негативно сказывается на качестве трудовых ресурсов, приводит к снижению средней продолжительности жизни – важного показателя международного индекса человеческого развития по системе ООН. Негативную динамику отражают и возрастающие показатели употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи, что приводит к резкому росту подростковой преступности. Так, около 100 тыс. несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния, пополняя ряды криминальных сообществ.

Хорошо известно, что систематические занятия физической культурой и спортом, восприятие спортивных этических норм не только оказывают общее профилактическое воздействие на организм человека и повышают уровень здоровья, но и способствуют увеличению сопротивляемости организма вредным физическим

и социальным воздействиям окружающей среды, в т.ч. и криминальных структур. К сожалению, в нашей стране оздоровительный потенциал физической культуры, особенно в сфере формирования позитивных морально-волевых качеств подростков и молодежи, за годы реформ явно недооценивался со стороны как властных структур, так и общественности в целом.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

2. ВЫЗОВЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО  ДОЛГОСРОЧНОГО ПЕРИОДА.

 

В  середине  текущего  десятилетия  в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.

Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

В  целом  в  России  не  менее  60  процентов  обучающихся  имеют

нарушения  здоровья.  По  данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше  40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым  армейской  службой,  в  том  числе  в  части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство   граждан   не   имеют   возможности   систематически заниматься  физической  культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 процентов  граждан,  в  том  числе  65  процентов  детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Существующие  ограничения в использовании государственно-частного партнерства   не   позволяют   активно  развивать  спортивно-зрелищную индустрию   и   спортивную  промышленность,  обеспечивать  доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

Второй   проблемой   является   отсутствие   эффективной  системы детско-юношеского  спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Нерешенные проблемы    нормативно-правового,   организационно   -управленческого,    материально-технического,    научно-методического, медико-биологического  и  кадрового обеспечения  сдерживают  развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.

Третьей  проблемой  является  усиление  глобальной  конкуренции в спорте высших достижений.

За   последние   годы   значительно   возросла   конкуренция   на международной   спортивной   арене,  и  особенно  это  проявляется  на Олимпийских  играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь  экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов.  Завоевание  высших  спортивных  наград  -  одна из самых предпочтительных  возможностей  для  всех  стран  заявить  о  себе  на международном  уровне.  Высокие  спортивные результаты - это отражение социально-экономического  развития страны. Для достижения поставленных

целей  в  спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы   способствуют   созданию   положительного   имиджа  страны  на международной арене.

Значительно  возросли спортивные достижения по летним олимпийским видам  спорта  КНР,  сохраняют  на  высоком  мировом уровне спортивный статус  США,  усиливаются спортивные позиции Великобритании, Германии. Необходимо  прикладывать  все большие усилия для постоянного улучшения результатов российских спортсменов.

Острая  конкуренция  наблюдается  в  борьбе  за  призовые места в неофициальном  общекомандном  зачете  на  Олимпийских  зимних играх (в первую   очередь   между   такими   странами,  как  Германия,  Канада, Нидерланды, Норвегия, Австрия и США).

Глобальная  конкуренция в спорте в перспективе будет усиливаться, что  ставит  задачи  по  разработке  высокотехнологических  подходов к развитию спорта высших достижений.

Четвертая   проблема   -   значительное   отставание  от  ведущих спортивных  держав  в  развитии  и  внедрении инновационных спортивных технологий. Это   существенно   затрудняет  развитие  физической  культуры  и массового   спорта,   подготовку  спортивного  резерва  и  спортсменов высокого   класса,   негативно  сказывается  на  конкурентоспособности российского спорта.

Мировые   спортивные   державы   перешли   к  формированию  новой

технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на  использовании  новейших достижений  в  области теории физического воспитания    и   спортивной   тренировки,   педагогики,   психологии, биомеханики  и  биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД

ДО 2020 ГОДА

 

3.1 Цель и задачи Стратегии.

Целью   Стратегии   является   создание  условий,  обеспечивающих возможность   для   граждан   страны   вести   здоровый  образ  жизни, систематически  заниматься  физической  культурой  и спортом, получить доступ   к   развитой  спортивной  инфраструктуре,  а  также  повысить конкурентоспособность российского спорта.

 К   числу   основных  задач,  требующих  решения  для  достижения

поставленной цели, относятся:

     1)  создание  новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

     2) разработка  и реализация комплекса мер  по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

     3)  модернизация   системы   физического   воспитания  различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учрежденияхпрофессионального образования;

     4)  совершенствование  подготовки  спортсменов  высокого  класса и спортивного  резерва  для  повышения конкурентоспособности российского спорта  на  международной  спортивной  арене.  Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

     5)   развитие     организационно-управленческого,    кадрового, научно-методического,    медико-биологического    и    антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

     6)  развитие  инфраструктуры сферы физической  культуры и спорта и совершенствование   финансового   обеспечения  физкультурно-спортивной деятельности;

     7)  создание  системы  обеспечения  общественной  безопасности на объектах   спорта   и   организации   работы   с   болельщиками  и  их объединениями.

 

 

 

 

3.2 Основные целевые ориентиры и этапы их реализации.

В  качестве  основных  стратегических целевых ориентиров развития физической  культуры  и  спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе

(2016 - 2020 годы) определены:

     1)  увеличение  доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся  физической  культурой  и  спортом,  в  общей численности населения 

(на  первом  этапе  -  с  15,9  процента  в 2008 году до 30 процентов  в  2015  году  и  на  втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);

     2)   увеличение  доли  обучающихся  и  студентов,  систематически занимающихся  физической  культурой  и  спортом,  в  общей численности данной  категории  населения  (на первом этапе - с 34,5 процента до 60 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);

     3)  увеличение  доли  граждан,  занимающихся в  специализированных спортивных   учреждениях,   в   общей  численности  данной  возрастной категории

(на  первом  этапе  -  с 20,2 процента до 35 процентов  и на втором этапе - до 50 процентов);

     4)  увеличение  доли лиц с ограниченными возможностями  здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в  общей  численности  данной категории населения (на первом этапе – с 3,5 процента до 10 процентов и на втором этапе - до 20 процентов);

     5)  достижение  объема недельной двигательной активности населения (на  первом  этапе  -  от  6 до 8 часов при не менее чем 2 - 3-разовых занятиях  и  на  втором  этапе  -  6  -  12 часов при не менее чем 3 - 4-разовых  занятиях  в зависимости от возрастных и других особенностей граждан);

    6) увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта  (на  первом этапе - с 295,6 тыс. человек до 320 тыс. человек и на втором этапе - до 360 тыс. человек);

     7)   повышение   уровня   обеспеченности   населения  спортивными сооружениями  исходя  из  единовременной  пропускной  способности  (на первом  этапе - с 22,7 процента до 30 процентов и на втором этапе – до 48 процентов);

     8)  успешное  выступление  спортивной сборной  команды на летних и зимних Паралимпийских играх;

     9)  победа  спортивной  сборной  команды  России  в неофициальном общекомандном  зачете  на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи,  вхождение  в  тройку  призеров  на играх Олимпиад и Олимпийских зимних  играх,  а  также  победа  спортивной  сборной команды России в неофициальном   общекомандном   зачете   на   XXVII  Всемирной  летней универсиаде 2013 года в г. Казани.

 

3.3 Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.

     1.Основными  направлениями  создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

     1)  разработка  и  формирование организационной  основы управления развитием физической культуры и спорта;

     2)   совершенствование   системы   спортивных   и   физкультурных мероприятий;

     3) совершенствование  взаимодействия субъектов физической  культуры и спорта;

     4)  разработка  параметров  двигательной активности  для населения различных возрастных и социальных групп;

     5)  разработка  системы физического воспитания и развития человека в   различные  периоды  его  жизни,  в  первую  очередь  подрастающего поколения.

Информация о работе Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ