Адаптивная физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Адаптивная физическая культура……………………………...3
Глава 2. Физическая активность среди инвалидов: реальность и перспективы………………………………………………………………5
2.1 реальность……………………………………………………………. 6
2.2 перспективы…………………………………………………………..7
Глава 3. Паралимпийский спорт в России……………………………..10
Заключение………………………………………………………………13
Список использованной литературы: …………………………………15

Файлы: 1 файл

физра ре.docx

— 40.17 Кб (Скачать)
 
                   Костромской государственный университет им.Н.А. Некрасова

                                         Кафедра физического воспитания 
 
 
 
 

   Реферат:

    «Адаптивная физическая культура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      Работу выполнила:

                                                                                студентка ИПП 

                специальность:                                                                                          

                                                                                              социальная педагогика                                                 

                                                                                                         3 курс,6 группа

                  Чичерина. Е.Н                                                                                                                         

                                                                    Проверил:

                                                                                                    Зимин В.Н.

                                                   Кострома 2011

                                                                                     План:

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Глава 1. Адаптивная физическая культура……………………………...3
  3. Глава 2. Физическая активность среди инвалидов: реальность и перспективы………………………………………………………………5
  4. 2.1 реальность……………………………………………………………. 6
  5. 2.2 перспективы…………………………………………………………..7
  6. Глава 3. Паралимпийский спорт в России……………………………..10
  7. Заключение………………………………………………………………13
  8. Список использованной литературы: …………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти  с кем угодно. Даже думать не хочется  о том, что родившийся здоровым ребенок  в один ужасный момент превратится  в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими  возможностями. И в принципе, не стоит.

В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги - хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это - чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?

В системе  мер социальной защиты инвалидов  все большее значение приобретают  ее активные формы, наиболее эффективной  из которых является реабилитация и  социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в  жизнь общества лиц с ограниченными  возможностями сегодня немыслима  без их физической реабилитации. Последняя  является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе. 

ГЛАВА 1. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее - всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах. 

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет  решать задачу интеграции инвалида в  общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или  психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание  улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья. Это предполагает, что  физическая культура во всех ее проявлениях  должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. 
 
 

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И СПОРТ СРЕДИ  ИНВАЛИДОВ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Всеобщее  распространение имеет точка  зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах  является мерилом его культурного  и социального развития. " Одним  из показателей цивилизованного  общества является его отношение  к инвалидам", - считает профессор  П.А. Виноградов.

В резолюции  ООН, принятой 9 декабря 1975г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т.ч. мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

2.1. Реальность.

По данным Всемирной организации здравоохранения  инвалиды составляют около 10 % населения  земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди  детей и подростков. До недавнего  времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время  в результате постепенной гуманизации  общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа  действий в отношении инвалидов  и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.

В настоящее  время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы  и системы социального обеспечения  инвалидов, куда входят и занятия  физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система  привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое  главное - создание условий для этих занятий.

Основная  цель привлечения инвалидов к  регулярным занятиям физической культурой  и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать  необходимые условия для воссоединения  с обществом, участия в общественно  полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и  физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

В зарубежных странах очень популярны среди  инвалидов занятия физической активностью  с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей  физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности  свободного передвижения, поэтому у  них часто наблюдаются нарушения  сердечнососудистой и дыхательной систем.

Физкультурно-оздоровительная  активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности  организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы  он мог пользоваться коляской, протезом или отрезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.

Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное  признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение "колясочников" в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.

Принимая  во внимание вышесказанное, во Всемирной  программе действий в отношении  инвалидов отмечено: "Все большее  признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств  и правильной организации этой деятельности". Создание равных условий инвалидам  в вопросе их вовлечения в занятия  физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

"До  последнего времени в России  эта группа населения относилась  к числу фактически выключенных  из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято  обсуждать публично. Практика градостроительства  не предусматривала в общественных  местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности  были закрыты для инвалидов", - писали в 1996г. авторы книги  " Основы физической культуры  и здорового образа жизни"  П.А. Виноградов, А.П. Душанин и  В.И. Жолдак.

Долгие  годы у нас бытовало мнение, что  понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным  инвалидам как кратковременное  мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались  как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. 
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль [3, c.120].

Коллегия  ГКФТ России 31 октября 1997г. рассмотрела  вопрос " О системе государственных  мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов". В своем  постановлении по этому вопросу  коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление  уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной  работы среди этой группы населения.

Среди главных причин имеющихся недостатков  в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже  отмечалось выше, отсутствие социально-экономических  условий в России для решения  этой проблемы, а недопонимание многими  государственными политическими и  общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление  старого стереотипа об инвалидах  как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной  работы и по связям с государственными и общественными организациями  ГКФГ России.

Наиболее  полно эти вопросы нашли отражение  в Концепции государственной  политики Российской Федерации в  области физической реабилитации и  социальной адаптации инвалидов  средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению  Совета по делам инвалидов при  Президенте Российской Федерации учеными  ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и  других общественных организаций (Царик  А.В., Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).

2.2 Перспективы.

В Концепции  государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации  инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., среди основных целей и задач Государственной  политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов  средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: "создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования - автор) физической культуры и спорта инвалидов".

Такая запись невольно приводит к мысли  о том, что сложившаяся кризисная  социально-экономическая ситуация в России требует адекватного  управления и финансирования этого  важного направления. Согласиться  с этим никак нельзя, т.к. даже в  этой кризисной ситуации общество может  и должно создать условия, необходимые  для жизнедеятельности инвалидов.

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо  называют:

· вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

· физкультурное  просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;

· обеспечение  доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и  спортивных объектов;

· подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

· создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.

В этой связи следует подчеркнуть, что  центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать  равные условия для занятий физической культурой и спортом среди  всех категорий населения [5, c.156]. 

Адаптивная  физическая культура интенсивно исследуется  в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра  проблем: нормативно-правового обеспечения  учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой  и отдыхом; фармакологической поддержки  спортсменов-инвалидов в периоды  предельных и около предельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.

Изучаются наиболее эффективные пути использования  физических упражнений для организации  активного отдыха инвалидов и  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья, переключения их на другой вид  деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.

В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными  возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие  физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся  на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической  саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).

Исследуются биологические и социально-психологические  эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью  для занимающихся и выполняемых  с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально  неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).

Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую  работу отдыхавших участков мозга (его  обоих полушарий), всех сфер человеческого  восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность  занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать  себя; экспериментировать со своим  телом и движением; получать сенсорное  удовлетворение и радость ощущений собственного тела.

Производится  специализация сотрудников сектора  в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:

1. разработкой  нормативно-правовых основ адаптивной  физической культуры и спорта;

2. обоснованием  инновационных технологий научно-методического  обеспечения физкультурно-спортивной  деятельности людей с нарушениями  в состоянии здоровья;

3. диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой  и контролем над состоянием  занимающихся физическими и спортивными  упражнениями;

4. оказанием  практической помощи в коррекции  имеющихся функциональных нарушений;

5. организацией  и проведением научных конференций  по вопросам АФК;

6. подготовкой  кадров высшей квалификации в  сфере АФК (обучение в аспирантуре,  проведение диссертационного исследования  и защита диссертации) [1, c.10-12].

ГЛАВА 3. ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ В РОССИИ.

В России более 10 миллионов инвалидов и  не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры  и спорта.

Более 15 лет существует в России Паралимпийское

 движение, действует Паралимпийский комитет  и федерация физической культуры  и спорта инвалидов России.

На сегодняшний  день в России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, количество занимающихся адаптивной физической культурой и  спортом в общей сложности - более 95,8 тысяч человек, созданы 8 детско-юношеских  спортивно-оздоровительных школ инвалидов.  
 

Наиболее  активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках  Башкирия, Татария, Коми; Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях; городах Москве и Санкт-Петербурге.

Российские  спортсмены участвуют в чемпионатах  Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских Играх. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. На Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.

Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г.Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место.

Возрастной  диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался  от 17 до 53 лет. В настоящее время  происходит значительное “омоложение” состава, связанное с интенсивным  обновлением большинства сборных  команд России в период 2003 - 2004 гг.

На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей. Чемпионами мира по футболу стала сборная России.

26 марта  2003 года вышло распоряжение Президента  Российской Федерации о подготовке  к Олимпийским играм 2004 года  в Афинах и зимним Играм  2006 года в Турине, в которое  впервые были включены вопросы  подготовки и к Паралимпийским  играм.

Паралимпийские  игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых  участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта:

1) легкая атлетика - 23 чел.;

2) плавание - 17 чел.;

3) футбол - 14 чел.;

4) дзюдо  - 13 чел.;

5) волейбол (муж.) - 14 чел.;

6) пулевая  стрельба - 8 чел.;

7) пауэрлифтинг - 11 чел.;

8) настольный  теннис - 6 чел.;

9) конный  спорт - 6 чел.;

10) теннис - 1 чел.

В настоящее  время в развитии спорта среди  инвалидов в России отмечается возрастание  роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов; формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

Финансирование  участия российских спортсменов-инвалидов  в официальных международных  соревнованиях, включая Паралимпийские и Сурдолимпийские игры, увеличилось  с 1998 года более чем в 10 раз. Объем  финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов  за пять лет вырос с 8 до 60 млн. рублей.

В рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и  молодежи в Российской Федерации /2002-2005 годы/" федеральной целевой программы "Молодежь России" /2001-2005 годы/ предусмотрела  выделение 4,3 млн. рублей на укрепление материально-технической базы научно-практических центров физической реабилитации.

Ежегодно  в Едином календарном плане всероссийских  и международных соревнований предусматривается  раздел, в который входит около 100 всероссийских и 60 международных  спортивных мероприятий среди спортсменов  с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата.

Приоритетным  для Госкомспорта России является решение  вопроса о приравнивании статуса  инвалидов-спортсменов к статусу  здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Начиная с 2000 года спортсменам- победителям  и призерам Паралимпийских игр, а  с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения.

Совместно с Паралимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов- спортсменов кандидатов на президентские стипендии. 4 декабря 2003 года вышел Указ президента РФ об учреждении стипендий спортсменам- инвалидам, являющимся членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для спортсменов-инвалидов - членов сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта в размере 15 тысяч рублей. (Взято из материалов РИА «НОВОСТИ»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Активизация работы с инвалидами в области  физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к  этой группе населения, и тем самым  имеет большое социальное значение.

Надо  признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными  причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов  является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и  спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов  во всех типах учреждений дополнительного  образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность  в физическом совершенствовании  у самих инвалидов, что связано  с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

В сфере  физической реабилитации инвалидов  по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура  и спорт гораздо более важны  для человека с ограниченными  возможностями, чем для благополучных  в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие  в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности  и уважения к себе, дают возможность  вернуться к активной жизни.Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

               Список использованной литературы:

 
1. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12. - № 6.  
2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.  
3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с  
4. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с  
5. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с  
6. Социальные  и биологические основы физической культуры: Учебное пособие под ред. Д. Н. Давиденко Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001.  
7. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты Теория и практика физической культуры, 1999. - №4.
  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Том 2
 

9. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: 2000. – 166 с. 

 
 
 
 
   

Информация о работе Адаптивная физическая культура