Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа
Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.
2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.
3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.
4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.
Введение…………..……………………………………………………...………..3
Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5
1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5
1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5
1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10
1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18
1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18
1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20
1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22
1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22
1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28
1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35
Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41
2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41
2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43
2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………......48
Библиография…………………………………………….……………..……...
Неурочные формы не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать детей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.
В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом.
Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:
— уроки физической культуры;
— уроки ритмики (в младших классах);
— физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).
Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.
В режиме дня они представлены в виде:
— утренней гимнастики (до уроков);
— организованных игр на переменах;
—
спортивного часа (после уроков).
Внеклассные занятия имеют
—
рекреативно оздоровительные
— физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;
—
интегрированные праздники
— прогулки и экскурсии;
— дни здоровья.
Во
внешкольное время адаптивная физическая
рекреация имеет следующие
— занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
— занятия и игры в семье;
— занятия в реабилитационных центрах;
—
занятия в семейно-
— самостоятельные занятия.
Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах:
— тренировочные занятия;
— соревнования.
Второе
направление реализуется в
ГЛАВА II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями
2.1.
Методика и организация
исследования
Для оценки физического развития и соматотипа используются измерения антропометрических показателей роста, массы тела и окружности груди. Соотношение данных размеров интегрально отражает общий уровень морфологического и функционального развития организма, позволяет характеризовать физическое развития человека с определением своеобразия индивидуальных и групповых различий.
Оценка основных антропометрических данных может проводиться непараметрическим методом (центильный метод). Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей половозрастной группы с учетом географической зоны проживания.
По мнению некоторых отечественных исследователей, соматотип применительно к ребенку означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микросоматотип - замедленный, макросоматотип - ускоренный, мезосоматотип - средний темп роста.
Для
определения гармоничности
Для выявления особенностей психомоторного развития используется следующая батарея тестов, сформированная на основе анализа научно-методической литературы:
1.
Блок показателей,
2. Блок показателей, характеризующий силовые способности: Кистевая динамометрия (Дмакс). Координационные способности: челночный бег 3x10 м.
Теппинг-тест применяется как для правой, так и для левой руки для оценки двигательной ассиметрии и определения ведущей руки.
Для общей оценки психоэмоционального состояния используется тест Люшера.
Оценка результатов должна проводиться с разделением на следующие группы: по возрасту (младшая, средняя, старшая) и по полу (мальчики, девочки). Младшая группа - с 1 по 4 класс, средняя - с 5 по 8 класс и старшая группа - с 9 по 11 класс.
Необходимым условием для правильного подбора физических упражнений и других средств адаптивной физической культуры с целью развития физических качеств аномального школьника, укрепления его здоровья и обеспечения наиболее полной социализации является проведение комплексного педагогического и медико-биологического обследования.
В целях изучения отношения воспитанников с нарушенным развитием к занятиям физическими упражнениями был проведен опрос в виде анкетирования и фиксированной беседы с детьми среднего школьного возраста с умственной отсталостью, с нарушением зрения, с нарушением слуха.
Восемь вопросов анкеты позволили сформировать два относительно целостных по информационной направленности блока. В первый блок входят вопросы, отражающие мнение школьников о влиянии двигательной активности на их состояние здоровья в целом. Второй блок вопросов характеризует отношение школьников с нарушенным развитием к урокам адаптивной физической культуры.
Экспериментальной
базой исследования выступили коррекционные
школы-интернаты г. Тамбова. Из числа учеников
седьмых - восьмых классов было сформировано
три экспериментальных группы в количестве
10 мальчиков с различными отклонениями
в состоянии здоровья. Группа «А» – дети
с нарушением слуха; группа «В» - дети с
дети с ослабленным зрением; группа «С»
- дети, с легкой степенью умственной отсталости.
2.2.
Результаты собственного
исследования
Анализ ответов учащихся позволил установить, что воспитанники коррекционных школ в целом удовлетворены своим состоянием здоровья. Обычно плохо себя чувствуют старшеклассники с нарушением слуха и поражением опорно-двигательного аппарата, девочки с нарушением зрения и дети с умственной отсталостью. Жалобы детей преимущественно связаны с состоянием утомления, головной болью, дискомфортными ощущениями в области желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и костно-мышечной системах, простудными явлениями: кашель, насморк. Воспитанников с нарушением зрения беспокоят боли в глазах.
Значительная часть школьников с ограниченными возможностями отмечают положительное влияние физической нагрузки, получаемой на уроках адаптивной физической культуры, на свое самочувствие. В факте общего улучшения состояния здоровья во взаимосвязи с занятиями физическими упражнениями убеждены в большей мере школьники с нарушением зрения и поражением опорно-двигательного аппарата, чем учащиеся с нарушением слуха и с умственной отсталостью.
Отрицают
факт положительного влияния физической
(двигательной) активности на здоровье
человека с ограниченными возможностями
часть воспитанников с
Остальные респонденты испытывали затруднение в определении своей позиции в данном вопросе и выбрали вариант ответа «не знаю». Наибольшее число респондентов, не определившихся с выбором, составили школьники с нарушением слуха (57% девочек и 61% мальчиков среднего школьного) и умственной отсталостью (70% девочек и 40% мальчиков среднего школьного возраста).
Активно проводить свое свободное время предпочитают школьники с умственной отсталостью и учащиеся с нарушением зрения (около 30%). Среди детей с нарушением слуха число респондентов, выбирающих активные формы досуга, составило около 10% девочек среднего возраста и 27% мальчиков и юношей. Эти школьники занимаются спортом самостоятельно и в спортивных секциях, много времени проводят на свежем воздухе, играя с друзьями; активно помогают по дому и т. п. Остальные респонденты в свое свободное от учебных занятий время играют в игрушки, на компьютере, музыкальных инструментах, смотрят телевизор, слушают музыку, читают, рисуют, любят просто полежать.
Дети с нарушенным развитием достаточно критично относятся к своим недостаткам. Значительная часть школьников понимает, что курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков и т. п. наносит вред здоровью человека. Некоторые из них к вредным привычкам относят несдержанность в общении с окружающими людьми, употребление нецензурной лексики. Факт употребления наркотических веществ отрицали все опрошенные школьники. Определенная часть учащихся считает для себя абсолютно недопустимым нарушать принципы здорового образа жизни. Остальные курят и употребляют алкогольные напитки изредка. Многие это делают в компании сверстников, а также вместе с родителями по праздникам. Остается открытым вопрос: «Насколько искренними были дети в своих ответах?». При заполнении анкеты часть школьников выразила беспокойство по поводу сохранения конфиденциальности результатов анкетирования. Анкетирование показало, что уровень просвещенности учащихся с ограниченными возможностями в области теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта недостаточен. Только малая часть респондентов считает себя достаточно компетентными в вопросах физической культуры и спорта. Исходя из полученных результатов, следует предположить, что содержание теоретического раздела предмета адаптивная физическая культура должно соответствовать познавательным потребностям школьников, детальное изучение которых необходимо сделать предметом дополнительного исследования.
Рейтинг упражнений, составляющих первую тройку самых популярных упражнений среди детей с различными нарушениями в состоянии здоровья, выглядит следующим образом.
Девочки с нарушением зрения в младшем школьном возрасте готовы играть в подвижные игры (в 92% случаев), бегать (88%), кататься на велосипеде (81%); девочки-подростки - заниматься гимнастикой (в 70% случаев), кататься на велосипеде (60%). Мальчики с нарушением зрения на уроке физкультуры любят заниматься бегом (в 93% случаев), играть (90%) и лазать (87%).
Девочки с нарушением слуха выбирают игры и лазание. Мальчики младших классов хотят выполнять прыжковые упражнения (100%), играть.
Девочки
с умственной отсталостью предпочитают
игры (100%), бег и прыжки (по 50%), лазание и
велосипед (по 50%). Мальчикам нравится заниматься
играми (100%), бегом и прыжками (70%).
Психомоторное развитие детей с ограниченными возможностями
Батарея тестов |
Категория детей | ||
дети с нарушением слуха | дети с ослабленным зрением | дети с умственной отсталостью | |
Время реакции (см), | 19,8 | 21,6 | 15,3 |
Теппинг-тест (кол-во раз/10 сек). | 51 | 57 | 53 |
Кистевая динамометрия (кг) | 22,4 | 23,7 | 26,2 |
Челночный бег 3x10м (сек) | 9,2 | 10,3 | 9,5 |