Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа
Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.
2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.
3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.
4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.
Введение…………..……………………………………………………...………..3
Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5
1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5
1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5
1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10
1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18
1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18
1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20
1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22
1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22
1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28
1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35
Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41
2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41
2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43
2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………......48
Библиография…………………………………………….……………..……...
Рейтинг упражнений, составляющих первую тройку самых популярных упражнений среди детей с различными нарушениями в состоянии здоровья, выглядит следующим образом.
Девочки с нарушением зрения в младшем школьном возрасте готовы играть в подвижные игры (в 92% случаев), бегать (88%), кататься на велосипеде (81%); девочки-подростки - заниматься гимнастикой (в 70% случаев), кататься на велосипеде (60%). Мальчики с нарушением зрения на уроке физкультуры любят заниматься бегом (в 93% случаев), играть (90%) и лазать (87%).
Девочки
с нарушением слуха выбирают игры
и лазание. Мальчики младших классов
хотят выполнять прыжковые
Девочки с умственной отсталостью предпочитают игры (100%), бег и прыжки (по 50%), лазание и велосипед (по 50%). Мальчикам нравится заниматься играми (100%), бегом и прыжками (70%).
Для выявления особенностей психомоторного развития использовалась батарея тестов, сформированная на основе анализа научно-методической литературы (челночный бег, кистевая динамометрия, время реакции, теппинг-тест).
Результаты тестов, оценивающих частоту движений и время двигательной реакции, показали, что уровень развития скоростных качеств у детей с ослабленным зрением выше, чем у в других нозологических группах. Наихудшие показатели времени реакции имеют дети с умственной отсталостью. Тогда как показатель развития силовых качеств, определяемый кистевой динамометрией, у данной категории детей является самым высоким. По результатам челночного бега уровень развития координационных способностей самый высокий у детей с нарушением слуха. Причем этот показатель соответствует показателю координационных способностей здоровых детей.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о необходимости создания комплексной программы по коррекции психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений у учащихся различной нозологии с учетом следующих направлений коррекционного воздействия: способность к точному управлению движениями в пространстве, способность к реагированию, способность к поддержанию максимально возможного темпа движений, снижение психического возбуждения.