Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:42, дипломная работа
Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.
2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.
3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.
4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.
Введение…………..……………………………………………………...………..3
Глава I. Характеристика психофизического развития школьников с ограниченными возможностями ………………………………………………..5
1.1. Физическое развитие детей с нарушением слуха…………………….5
1.1.1. Характеристика детей с нарушением слуха………………….5
1.1.2. Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха……………………….…………….10
1.2. Характеристика детей с ослабленным зрением……..……………….18
1.2.1. Классификация зрительных нарушений…………..………….18
1.2.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений………………………………………………………………….……20
1.3. Характеристика детей с умственной отсталостью…………………..22
1.3.1. Виды умственной отсталости………………………………….22
1.3.2. Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………28
1.4. Формы организации занятий адаптивной физической культурой………………………………………………………………………...35
Глава II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями …………………………………….…………41
2.1. Методика и организация исследования……………….…………….41
2.2. Результаты собственного исследования………………………...….43
2.3. Анализ результатов исследования………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………......48
Библиография…………………………………………….……………..……...
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность (Еремина А.А., 2000).
Большинство
юношей и девушек с незначительной
степенью умственной отсталости к моменту
выпуска из школы по своим психологическим
и клиническим проявлениям
При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят преимущественно бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно (Маллер А.Р., Цикото Г.В.; 1998, Астапов В.М., 1994).
В дошкольном возрасте они посещают специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет - специальные (коррекционные) школы UIII где для них созданы специальные классы. Дети с умеренной умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. Они достаточно мобильны, физически активны и большинство из них обнаруживает признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
По
окончании школы юноши и
Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990).
Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми (Астапов В.М., 1994). У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (Лурье Н.Б., 1972). Движения детей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100% случаев (Маллер А.Р., Цикото Г.В., 1988). Соматическая симптоматика у большинства больных - часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.
В
правовом отношении дети являются недееспособными
и над ними устанавливается опека
родителей или заменяющих их лиц.
До совершеннолетия они находятся
в специализированных детских домах
для глубоко умственно
Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам (Еремина А.А., 2000). Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.
У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).
Дети
с глубокой умственной отсталостью
не обучаются и находятся (с согласия
родителей) в специальных учреждениях
(детских домах для глубоко
умственно отсталых) системы Министерства
социального обеспечения, где им
оказывается необходимая
Таким
образом, умственная отсталость - это
такая атипия развития, при которой
страдает не только интеллект, но и
эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Сложная структура аномального
развития обусловлена прежде всего
первичным дефектом, непосредственно
возникающим под болезнетворным влиянием,
а затем уже вторичными отклонениями.
Первичным дефектом умственной отсталости
выступает органическое поражение головного
мозга. Недоразвитие мышления, речи, высших
форм памяти Л.С. Выготский (1983) рассматривал
как вторичные дефекты, обусловленные
затруднением усвоения социального опыта
вследствие биологической недостаточности
мозга. Он также подчеркивал отрицательную
роль социальной депривации, возникающей
из-за выпадения умственно отсталого ребенка
из коллектива здоровых сверстников, и
в значительной мере с этим связывал недоразвитие
личности, проявляющееся в примитивных
реакциях, искаженной самооценке, несформированности
волевых качеств.
1.3.2.
Особенности психофизического
развития детей с умственной
отсталостью
Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями.
1.
Стойкое нарушение
2.
Восприятие характеризуется
3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. К старшим классам словарный запас обогащается, однако сохраняется дефицитность слов, определяющих внутренние свойства человека, а предложения оказываются преимущественно простыми. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Причиной являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. В результате отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении. Р.И. Лалаева установила, что только 30% учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью имеют относительно сохранный уровень развития речи, у остальных 70% отмечается системное нарушение речи различной степени тяжести.
4.
Память характеризуется слабым
развитием и низким уровнем
запоминания, сохранения, воспроизведения.
Особенно затрудненно
При
разнице психофизических
На
физическое развитие, двигательные способности,
обучаемость и
Психомоторное
недоразвитие детей с легкой умственной
отсталостью проявляется в
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бегов, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других – повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное
изложение нарушений
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.