Самоконтроль при занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Краткое описание

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.70 Кб (Скачать)

Введение

 

      Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни  указывали многие поколения греческих  врачей и философов в своих  произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует  движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".

      Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения  физического и психического состояния  человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы  организма человека.

      Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно  тренируется. Расширяются границы  его возможностей, и оно приспосабливается  к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать  сердце нетренированного человека.

      В процессе регулярных занятий физическими  упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные  возможности по совершенствованию  сердца.

      Вместе  с тем необходимо понимать, что  бесконтрольное и бессистемное использование  средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может  нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может  привести множество.

      Исключить все условия, при которых может  иметь место отрицательное воздействие  занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

      Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в  себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

1. Виды контроля

1.1 Педагогический контроль, содержание, цель, место, значение при занятиях физической культурой и спортом

 

      Педагогический  контроль - это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

      Содержание  педагогического контроля:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • контроль за тренировочными нагрузками;
  • контроль за состоянием занимающихся;
  • контроль за техникой упражнений;
  • учет спортивных результатов;
  • контроль за поведением во время соревнований.

      Виды  педагогического контроля. Широко распространенными  видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются:

      1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;

      2) определение физической нагрузки во время занятия;

      3) контрольные испытания;

      4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

      Хронометрирование занятия. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

      Общей плотностью называется отношение педагогически  оправданных затрат времени к  продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение  времени, использованного непосредственно  на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

      Усилия, которые преподаватель затрачивает  на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или  частично целесообразными.

      В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.

      При оценке полученных данных следует иметь  в виду, что общая плотность  полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия  ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники  действия и развития двигательных качеств  она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

      Определение физической нагрузки во время занятия  Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным  из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.

      Контрольные испытания. В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов.

      В практике физического воспитания в  учебных заведениях используются следующие  тесты:

      бег на 100 м (оценка скоростных способностей);

      прыжок  в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);

      подтягивание  в висе (юноши) (показатель локальной силовой выносливости);

      бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости);

      бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель общей выносливости);

      руки  за головой" для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.

      Для того, чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем - в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся контрольные тесты, в конце -фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

      Оценка  результатов тестирования. Для комплексной оценки физической подготовленности студентов целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.

      Педагогические  наблюдения и анализ занятия. Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

1.2 Врачебный контроль, содержание, цель, место, значение при занятиях физической культурой и спортом

 

      Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

      Основная  форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

      Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).

      Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

      Дополнительные  врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

      Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники  массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также  участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

      На  медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими  упражнениями или тяжелой физической работой.

      Программа медицинского обследования предусматривает1:

  • общий и спортивный анамнез студентов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
  • наружный осмотр;
  • антропометрические измерения;
  • обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
  • проведение функциональной пробы.

      Наружный  осмотр. С помощью наружного осмотра  оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

      Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины, живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).

      Нормальная  форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед - лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника - сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

Информация о работе Самоконтроль при занятиях физической культурой