Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
20.Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21.Если мой
друг или подруга начинают
обсуждать со мной мои
стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.
23.Чужой смех меня не заражает.
24.Когда я
принимаю решение, чувства
25.Я теряю
душевное спокойствие, если
26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27.Я очень
расстраиваюсь, когда вижу
28.Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.Я очень
расстраиваюсь, когда вижу
30.Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие,
31.Я очень
переживаю, когда смотрю
32.Я могу оставаться
равнодушным (равнодушной) к
33.Маленькие дети плачут без причин.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим ключом:
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6,11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица
интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондента.
Пол |
Уровни эмпатийности тенденций |
Баллы |
Юноши |
Высокий |
33-25 |
Средний |
24-17 | |
Низкий |
16-8 | |
Девушки |
Высокий |
33-29 |
Средний |
28-22 | |
Низкий |
21-12 |
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах.
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)
Шкалы: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей
Назначение теста
Методика предложена
для выявления способности
1. эмоциональная осведомленность;
2. управление своими эмоциями (скорее
эмоциональная отходчивость, эмоциональная
неригидность);
3. самомотивация (скорее как раз произвольное
управление своими эмоциями, исключая
пункт 14);
4. эмпатия;
5. распознавание эмоций других людей (скорее
умение воздействовать на эмоциональное
состояние других людей).
Инструкция к тесту
Ниже вам будут предложены высказывания,
которые так или иначе отражают различные
стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите
цифру справа от каждого утверждения,
исходя из оценки ваших ответов:
• Полностью не согласен (-3 балла).
• В основном не согласен (-2 балла).
• Отчасти не согласен (-1 балл).
• Отчасти согласен (+1 балл).
• В основном согласен (+2 балла).
• Полностью согласен (+3 балла).
Тест
1. Для меня как отрицательные,
так и положительные эмоции
служат источником знания о
том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен
изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление
со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих
чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным
и сосредоточенным, чтобы действовать
в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя
широкий спектр положительных эмоций,
такие, как веселье, радость, внутренний
подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня,
я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других
людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных
эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям
других.
12. Я могу действовать на других людей
успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова
встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам
творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения,
побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия,
готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь
к своим негативным чувствам и разбираюсь,
в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после
неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для
поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей,
даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по
выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства,
когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении,
которые указывают на то, в чем другие
нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком
переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства,
лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других
людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам
отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других
людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения
для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания
неприятностей.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17,
19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18,
30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12,
15, 24, 26, 27, 29
Уровни парциального эмоционального интеллекта
в соответствии со знаком результатов:
• 14 и более – высокий;
• 8-13 – средний;
• 7 и менее – низкий.
Интегративный уровень эмоционального
интеллекта с учетом доминирующего знака
определяется по следующим количественным
показателям:
• 70 и более – высокий;
• 40-69 – средний;
• 39 и менее – низкий.
Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д.Ладанов, В.А.Уразаева)
Шкалы: ориентация на принятие партнера, ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера, ориентация на достижение компромисса
Назначение теста
Методика нацелена на
определение основных коммуникативных
ориентаций и их гармоничности в
процессе формального общения.
Инструкция к тесту
Вам необходимо выбрать один из вариантов
ответов на предложенные в опроснике утверждения:
• именно так;
• почти так;
• кажется, так;
• может быть, так.
В процессе работы с методикой старайтесь
опираться на свой опыт общения с партнерами
по деловому общению.
Процедура опроса выглядит следующим
образом: рядом с номером вопроса проставьте
свой ответ в буквенной форме.
Тест
1. Мой партнер смотрит
на предмет обсуждения
2. Мой партнер считает меня достойным
уважения.
3. Когда обсуждаются различные точки зрения,
мы вникаем с партнером в дело по существу.
Мелочи нас не волнуют.
4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения
по поводу создания хороших взаимоотношений
с ним.
5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает
мои высказывания.
6. Мой партнер чувствует, когда в ходе
беседы надо слушать, а когда говорить.
7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной
ситуации проявляю сдержанность.
8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться
предметом моего сообщения.
9. Мне нравится проводить время в беседах
с партнером.
10. Когда мы с партнером приходим к соглашению,
то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
11. Если обстановка того требует, то мой
партнер готов продолжить обсуждение
проблемы до ее выяснения.
12. Я стараюсь идти навстречу просьбам
моего партнера.
13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить
друг другу.
14. Мой партнер обычно говорит по существу,
без лишних слов.
15. После обсуждения с партнером разных
точек зрения я чувствую, что это идет
мне на пользу.
16. Будучи расстроенным, я использую слишком
резкие выражения.
17. Я стараюсь искренне понять намерение
моего партнера.
18. Я вполне могу рассчитывать на искренность
моего партнера.
19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения
зависят от усилий обеих сторон.
20. После какой-либо ссоры с партнером
мы обычно стараемся быть друг к другу
внимательнее.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Диагностируемые коммуникативные ориентации
определяются с помощью ключа.
• Ориентация на принятие партнера: 2,
5, 9, 12, 14, 18, 20;
• Ориентация на адекватность восприятия
и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;
• Ориентация на достижение компромисса:
3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.
Диапазон каждой из шкал колеблется от
7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов (в
баллах) определяется следующим образом:
• Именно так – 4 балла;
• Почти так – 3 балла;
• Кажется, так – 2 балла;
• Может быть, так – 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал
можно судить на основании следующих показателей:
• 21 и более – высокая;
• 8-20 – средняя;
• 7 и менее – низкая.
Общий суммарный показатель, характеризующий
абсолютную гармоничность коммуникативных
ориентаций, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности коммуникативных
ориентаций могут быть представлены в
следующем виде:
• 64 и более – высокий уровень;
• 30-63 – средний уровень;
• 29 и менее – низкий уровень.
Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
Шкалы: коммуникативная толерантность
Назначение теста
Инструкция к тесту
Вам предоставляется возможность совершить
экскурс в многообразие человеческих
отношений. С этой целью вам предлагается
оценить себя в девяти предложенных несложных
ситуациях взаимодействия с другими людьми.
При ответе важна первая реакция. Помните,
что нет плохих или хороших ответов. Отвечать
надо, долго не раздумывая, не пропуская
вопросы. Свои ответы следует проставлять
(«V» или «+») в одной из четырех колонок.
Меру согласия с суждения выражайте следующим
образом:
• 0 – баллов – совсем неверно,
• 1 – верно в некоторой степени (несильно),
• 2 – верно в значительной степени (значительно),
• 3 – верно в высшей степени (очень сильно).
Тест
Проверьте себя: насколько вы способны принимать или
не принимать индивидуальности встречающихся
нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь
оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить,
сколь верны они по отношению лично к вам.
• Медлительные люди обычно действуют
мне на нервы.
• Меня раздражают суетливые, непоседливые
люди.
• Шумные детские игры переношу с трудом.
• Оригинальные, нестандартные, яркие
личности обычно действуют на меня отрицательно.
• Безупречный во всех отношениях человек
насторожил бы меня.
Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей,
исходя из собственного «Я». Меру согласия
с суждениями, как и в предыдущем случае,
выражайте в баллах от 0 до 3.
• Меня обычно выводит из равновесия несообразительный
собеседник.
• Меня раздражают любители поговорить.
• Я тяготился бы разговором с безразличным
для меня попутчиком в поезде, самолете,
если бы он проявил инициативу.
• Я тяготился бы разговорами случайного
попутчика, который уступает мне по уровню
знаний и культуры.
• Мне трудно найти общий язык с партнерами
иного интеллектуального уровня, чем у
меня.
Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны
ваши оценки в адрес окружающих.
• Современная молодежь вызывает неприятные
чувства своим внешним видом (прическа,
косметика, наряды).
• Так называемые «новые русские» обычно
производят неприятное впечатление либо
бескультурьем, либо рвачеством.
• Представители некоторых национальностей
в моем окружении откровенно несимпатичны
мне.
• Есть тип мужчин (женщин), который я не
выношу.
• Терпеть не могу деловых партнеров с
низким профессиональным уровнем.
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать
или сглаживать неприятные впечатления
при столкновении с некоммуникабельными
качествами людей (степень согласия с
суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).
• Считаю, что на грубость надо отвечать
тем же.
• Мне трудно скрыть, если человек чем-либо
неприятен.
• Меня раздражают люди, стремящиеся в
споре настоять на своем.
• Мне неприятны самоуверенные люди.
• Обычно мне трудно удержаться от замечания
в адрес озлобленного или нервного человека,
который толкается в транспорте.
Проверьте себя:есть ли у вас склонность переделывать
и перевоспитывать партнера (оценка суждений
от 0 до 3 баллов).
• Я имею привычку поучать окружающих.
• Невоспитанные люди возмущают меня.
• Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь
воспитывать кого-либо.
• Я по привычке постоянно делаю кому-либо
замечания.
• Я люблю командовать близкими.
Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять
партнеров под себя, делать их удобными
(оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Меня раздражают старики, когда они
в час пик оказываются в городском транспорте
или в магазинах.
• Жить в номере гостиницы с посторонним
человеком для меня просто пытка.
• Когда партнер не соглашается в чем-то
с моей правильной позицией, то обычно
это раздражает меня.
• Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
• Меня раздражает, если партнер делает
что-то по своему, не так, как мне того хочется.
Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция
поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Обычно я надеюсь, что моим обидчикам
достанется по заслугам.
• Меня часто упрекают в ворчливости.
• Я долго помню обиды, причиненные мне
теми, кого я ценю или уважаю.
• Нельзя прощать сослуживцам бестактные
шутки.
• Если деловой партнер непреднамеренно
заденет мое самолюбие, то я на него тем
не менее обижусь.
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным
состояниям окружающих (оценка суждений
от 0 до 3 баллов).
• Я осуждаю людей, которые плачутся в
чужую жилетку.
• Внутренне я не одобряю коллег (приятелей),
которые при удобном случае рассказывают
о своих болезнях.
• Я стараюсь уходить от разговора, когда
кто-нибудь начинает жаловаться на свою
семейную жизнь.
• Обычно я без особого внимания выслушиваю
исповеди друзей (подруг).
• Иногда мне нравится позлить кого-нибудь
из родных и друзей.
Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности
во взаимодействии с людьми (оценка суждений
от 0 до 3 баллов).
• Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
• Мне трудно ладить с людьми, у которых
плохой характер.
• Обычно я с трудом приспосабливаюсь
к новым партнерам по совместной работе.
• Я избегаю поддерживать отношения с
несколько странными людьми.
• Обычно я из принципа настаиваю на своем,
даже если понимаю, что партнер прав.
Обработка и интерпретация результатов теста
Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими
признаками, свидетельствующими о низком
уровне общей коммуникативной толерантности.
Подсчитайте сумму баллов, полученных
вами по всем признакам, и сделайте вывод:
чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной
толерантности. Максимальное число баллов,
которые можно заработать – 135, свидетельствует
об абсолютной нетерпимости к окружающим,
что вряд ли возможно для нормальной личности.
Точно так же невероятно получить ноль
баллов – свидетельство терпимости ко
всем типам партнеров во всех ситуациях.
В среднем, по нашим данным, опрошенные
набирают:
• руководители медицинских учреждений
и подразделений – 40 баллов,
• медсестры – 43 балла,
• воспитатели – 31 балл.
Сравните свои данные с приведенными и
сделайте вывод о своей коммуникативной
толерантности.
Обратите внимание на то, по каким из 9
предложенных выше поведенческих признаков
у вас высокие суммарные оценки (здесь
возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем
больше баллов по конкретному признаку,
тем менее вы терпимы к людям в данном
аспекте отношений с ними. Напротив, чем
меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому
признаку, тем выше уровень общей коммуникативной
толерантности по данному аспекту отношений
с партнерами. Разумеется, полученные
данные позволяют подметить лишь основные
тенденции, свойственные вашим взаимодействием
с партнерами. В непосредственном, живом
общении личность проявляется ярче и многообразнее.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Шкалы: коммуникативные склонности, организаторские склонности и способности.
Назначение теста
Инструкция к тесту
Методика по определению коммуникативных
и организаторских склонностей содержит
40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить
«да» или «нет». Если вы затрудняетесь
в выборе ответа, необходимо все-таки склониться
к соответствующей альтернативе (+) или
(-). Время на выполнение методики 10-15 минут.
Тест
1. Есть ли у вас
стремление к изучению людей
и установлению знакомств с
различными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды,
причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться
в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы
постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство
своих товарищей к принятию ими вашего
мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить
время за книгами или за каким-нибудь другим
занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении
ваших намерений, легко ли вам отказаться
от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты
с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать
со своими товарищами различные игры и
развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для
вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие
дни дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать
контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы
ваши товарищи действовали в соответствии
с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов
с товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае
познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете
инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и
хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь
в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться
среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если
вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если
приходится проявить инициативу, чтобы
познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого
общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных
играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при
решении вопросов, затрагивающих интересы
ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно
среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать
свою правоту?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет
особого труда внести оживление в малознакомую
группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной
работе в школе (на производстве) ?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих
знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать
свое мнение или решение, если оно не сразу
было принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно,
попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации
различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя
достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой
группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые
встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания
своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете
неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно
чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?