Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Вместо сбора спичек можно предложить любую двигательную задачу, в нашем  эксперименте предлагалось: начертить  фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить скульптурную композицию и т.д.

Упражнение 2. "Клешня".

В основу этого упражнения положен  принцип работы игрового автомата, пользующегося большой популярностью  даже среди взрослых. Группа разбивается  на пары. Один из участников закрывает  глаза и складывает руку в "клешню" из двух, трех, четырех или пяти захватывающих пальцев^ Другой кладет на стул один или несколько предметом. Его задача - с помощью "клешни", послушно выполняющей все его указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. "Клешня" устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, а также сводить и разводить пальцы.

Для того чтобы придать этому  упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время  его исполнения. Еще более острая и динамичная форма проведения игры — это конкурентная борьба двух пар, каждая из которых перетаскивает с помощью "клешни" предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.

В простейшем варианте игры обладателю "клешни" отводится роль не заинтересованного в исходе задания "робота", способного лишь к механическому выполнению команд своего оператора ("От себя!" — "На себя!", "Вправо!" - "Влево!", "Вверх!" - "Вниз!", "Захватить!", "Стоп!"). При таком распределении обязанностей упражнение работает преимущественно на "оператора": именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать "клешню" почти как свою собственную руку.

Более сложный вариант: "оператор" кладет ладонь на плечо, руку или голову своего партнера и пытается управлять "клешней" на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее. Само собой разумеется, что партнеры не должны заранее договариваться между собой о том, как следует понимать то или иное прикосновение. Эта модификация упражнения предполагает обоюдное стремление игроков к двигательному взаимопониманию. Успех в каждой паре во многом зависит от характера взаимоотношений и эмоционального контакта между играющими.

Упражнение 5. "Зеркало".

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и темп.

В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются  чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Чтобы понять другого и предвосхитить  его замыслы, нужно уметь наблюдать. Человек говорит не только языком — глазами, лицом, всем телом. В спортивной схватке соперник так или иначе сам "комментирует" свои намерения. Нужно только уметь читать эти "комментарии". А для того чтобы читать, нужно знать язык, на котором они даются, - язык движений и поз (Пахомов Ю.В., Цзен Н.В.).

Для развития наблюдательности у футболистов, полезно выполнять следующие упражнения:

Упражнение 1." Тахистоскоп".

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и  стоящие внутри круга участники  принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положения позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и "лепят" время вспышки света. После того как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

Упражнение 2. "Разведчик".

Выбирается один из участников - "разведчик". Ведущий произносит: "Замерли!" - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а "разведчик" старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, "разведчик" закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, "разведчик" открывает глаза; его задача - обнаружить все перемены.

В группе, члены которых специализируются в игровых видах спорта, "разведчику" можно предложить для запоминания  ситуации на игровом поле. Для изображения этих ситуаций, а также для внесения изменений в них в группе может быть выделен "режиссер".

Упражнение 3. " Коснись мяча".

Участники становятся в круг и закрывают  глаза. Ведущий встает в цент круга с мячом. Все участники в ожидании паса. Ведущий называет имя участника и отдает ему пас. Этот участник с закрытыми глазами, слушая команды ведущего, выполняет различные движения мячом. Цель стоящих игроков в круге коснуться мяча закрытыми глазами.

Упражнение 4. "Полет мяча".

Участники делятся по тройкам. В каждой тройке есть она пара и ведущий. Игроки в парах берут мячи, встают друг напротив друга на расстоянии 5ти метрах и закрывают глаза. Ведущий должен словесно управлять передачей мяча в своей паре. Он командует парой: пасс "Выше!" или "Ниже!", "Вправо!" или "Влево!".

3.2.3. Особенности организации индивидуальной и самостоятельной работы

На пути движения любых инноваций  в практику встает сопротивление, возникающее  на уровне отдельной личности. Это означает, что никакое введение новых планов и профессионально-педагогических рекомендаций не способно изменить ситуацию без кропотливой и длительной работы по разрешению психологических проблем конкретной личности. Включившись в педагогическое взаимодействие, будущий педагог профессионального обучения сначала бессознательно, а затем и сознательно развивает в себе представление о нормах, ценностях профессиональной деятельности, о способах поведения и собственной роли в ней.

«Я»-блок отражает знание о себе как  о потенциальном носителе педагогической сущности, которое становится предпосылкой самореализации в педагогическом труде. А далее прослеживается зависимость: самосовершенствование приводит к развитию способности влияния на другого, что, в свою очередь, воздействует на профессиональную компетентность. Развивать себя - это значит преобразовывать свою уникальность в педагогический потенциал и привносить неповторимые оттенки в систему педагогических (ролевых и межличностных) отношений. Важно помнить, что педагог не только создает условия для развития другого, но и проявляет активность в саморазвитии.

Структурные компоненты коммуникативной компетенции, присущие спортсмену, реализуются во взаимодействии. Эти качества потому и личностные, что имеют внешнюю направленность, позволяют человеку реализоваться в другом (по В. А. Петровскому - теория персонализации).

С самых первых шагов следует  помочь спортсмену – профессионалу осознать субъективные факторы, влияющие на успешность/неуспешность профессиональной деятельности. Каждый человек проявляет огромный интерес к собственной личности. Хорошо подобранные в соответствии с поставленной задачей тесты могут стать своего рода ключом к самопознанию.

3.2.,4: Основные моменты проведения организационного обучения.

Занятия проводились в дни повседневных тренировок, а также во время учебно-тренировочных сборов. Сборы проходили от 14 до 22 дней. Команда выезжала на сборы 3-4 раза в год в зависимости от предстоящих соревнований. Основную программу занятий старались провести в этот период. Занятия проводились через день. После тренировочного дня. Продолжительность сеанса от 1 часа 30 минут до 1 часа 45 минут. Продолжительность занятия зависит от восприятия материала испытуемыми.

3.2.5 Организация итоговой диагностики

Диализ результатов диагностики связан с процедурой поиска и определения причин сложившегося положения.

Прогнозирование дальнейших действий подразумевает разработку плана педагогических действий по реализации диагностических данных и педагогических мер коррекции.

Важно определить, каким по протяженности во времени будет прогноз. В нашем случае это прогноз, направленный на оценку перспектив получения заданного результата, оговоренного во времени перехода от одного этапа к другому.

Основные параметры прогноза: определение входной информации и общие рекомендации к коррекционным мерам, наполненные конкретными приемами; методы множественного описания изучаемого явления, возврат к изначальной технологии и заполнение пробелов.

Коррекция содержания образования- предполагает проведение кор- рекционной работы в-соответствии с логикой построения разработанной' технологии* формирования социально-коммуникативной компетентности« будущих педагогов профессионального обучения.

Промежуточная диагностика подразумевает анализ результатов проведенной работы, уточнение реальных достижений, сопоставление с разработанными, критериями сформированности СКК будущих педагогов ПО, установление причин отклонений на основе логического анализа.

Коррекция условий предполагает устранение причин или преодоление факторов, тормозящих процесс формирования структурных компонентов социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов' ПО; процессуально-технологическое обеспечение данной процедуры формами, методами и средствами образования.

Итоговая« диагностика завершает технологический цикл и ее основной задачей является получение информации и результата организации опытно-поисковой работы, установление степени ее эффективности. Основная деятельность сводится к следующему: оценка уровня-СКК помощью диагностической процедуры; сопоставление полученных данных с первоначальными и их сравнительный анализ; выводы и умозаключения в виде качественной характеристики процесса формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов ПО; прогнозирование дальнейших действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы

 

В контрольной группе выступали футболисты высокой квалификации из команды "Волгарь-Газпром". Экспериментальная группа состояла из 54 человек. 18 спортсменов имеют звание мастера спорта РФ. 14 - кандидаты в мастера спорта. Возраст футболистов 20 – 31 год.

В экспериментальную группу была включена команда « Астрахань» В эксперименте принимали участие 48 футболиста, из них: мастеров спорта российской федерации — 13, кандидатов в мастера спорта — 4. Возраст игроков 20-29 лет. По образованию картина была следующей: высшее — 10, незаконченное высшее — 4, среднее - 2. Физкультурное образование ( в том числе незаконченное высшее) имели — 12 человек.

Поскольку экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации довольно длительная и протяженная во времени, возникает необходимость в выделении ее этапов, которые определяют некоторые части эксперимента, промежуточные результаты и последовательность их достижения. Части позволяют в определенные временные интервалы преемственно реализовать систему мер, заложенную в гипотезе.

Для представления алгоритма реализации экспериментальной работы в соответствии с целью, предметом, гипотезой и задачами исследования мы выделяем следующие этапы:

Констатирующий этап позволил выявить первоначальный уровень сформированности структурных компонентов коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации в экспериментальных и контрольной группах по выделенным показателям, признакам и критериям. На формирующем этапе реализовывалась идея формирования коммуникативной компетентности на фоне созданных педагогических условий. Итоговое оценивание, обработка результатов» экспериментальной работы проходило посредством итоговой диагностики на обобщающем этапе. Обозначим задачи этапов экспериментальнойфаботы.

Констатирующий этап (гг.) решал задачи:

  • выявить наличие условий, необходимых и достаточных для эффективного формирования коммуникативной компетентности;
  • установить показатели критериев сформированности  коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации;
  • сформировать экспериментальные группы для проведения формирующего этапа;
  • выявить уровень сформированности: системы  коммуникативных знаний (понятийно-сущностный уровень); системы, коммуникативных умений (практико-деятельностный уровень); опыта продуктивной коммуникативной деятельности (практико- мировоззренческий уровень); личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию коммуникативной компетентности (концептуальный уровень).

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов