Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Поскольку достоверность получаемых в экспериментальной работе результатов в значительной степени зависели от исходных данных, на констатирующем этапе проводилась многосторонняя диагностика.

Формирующий этап опытно-поисковой работы (гг.) был направлен на реализацию разработанной технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации и создание педагогических условий, необходимых для ее эффективного функционирования в команде во время тренировочно-соревновательного процесса.

Возможность обработать, обобщить и  оформить результаты экспериментальной работы обеспечил обобщающий этап (гг.). На этом этапе была проведена итоговая диагностика в экспериментальных группах, позволяющая оценить эффективность технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации на фоне комплекса педагогических условий. Получение и обработка данных в ходе экспериментальной работы осуществлялась с помощью прогностических, диагностических, обсервационных методов математической статистики.

Представим подробно результаты каждого  этапа экспериментальной работы.

Решая первую задачу констатирующего этапа, мы провели опрос футболистов высокой квалификации и тренеров. Результаты данного опроса свидетельствуют о низкой готовности к решению проблемы формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации. Из 128 спортсменов и тренеров на вопросы о сущности коммуникативной компетентности затруднились ответить 124 человека (96 %). Для выявления индивидуальных свойств личности, влияющих на межличностные отношения, была использована методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

В двух командах наблюдается такой  же процент агрессивных спортсменок, как во второй команде лидеров.. На основании данных можно отметить, что у команд наблюдается благоприятная структура межличностных отношений: большая часть футболистов  предпочитают подчиняться (соответственно 38,4% и 46,4%) и также значительная часть спортсменов проявляют дружелюбие (соответственно 31% и 23%).

Спортсмены с высокой степенью доминирования и агрессивности по процентному показателю занимают 3-е и 4-е места во всех командах.

Таким образом, оценивая межличностные  отношения футболистов, следует подчеркнуть, что во всех командах имеются игроки с агрессивностью и доминированием, превышающими оптимальный уровень, что свидетельствует о недостатках коммуникативной компетентности .

Игроки в этих командах стремятся  быть над всеми, но одновременно в  стороне от всех, самовлюбленные, независимые и себялюбивые. Агрессия у этих игроков выражена в насмешливости, иронии и раздражительности, что, естественно, препятствовало процессу коммуникации в команде и приводило к несыгранности и низким результатам в соревновательный период.

Для диагностики отношений спортсменок  к своему тренеру использовался  тест-шкала "ТС-1" ( Ю.Л. Ханин, A.B. Стамбулов, 1976). Полученные данные приводятся в  табл. 5.

Характеристика межличностного контакта тренера с игроками (в баллах)

Кол-во спортсменок, %

гностический

эмоциональный

поведенческий

Очень благоприятный (8-7)

3

-

7

Достаточно благоприятный (6-5)

47

35

60

Средний (4)

20

39

17

Ниже среднего ( 3-2)

27

25

16

Крайне неблагоприятный (1-0)

3

1

-




 

Из табл. 5 видно, по гностическому компоненту у 70 % футболистов достаточно благоприятная итоговых показателей. Эти спортсмены положительно расценивают уровень мастерства своего тренера и его компетентность как специалиста. Показатели ниже среднего у 30 % спортсменов. По эмоциональному компоненту у 74 % достаточно благоприятный итоговый показатель. И лишь у 26 % этот показатель ниже среднего. По поведенческому компоненту благоприятный итоговый показатель у 84 % спортсменов. Они расценивают поведение тренера как корректное, сичтают его внимательным, отзывчивым человеком. Ниже среднего оценка тренера у 16 % футболистов.

Для изучение коммуникативных способностей спортсменам была преложена методика оценки коммуникативных склонностей КОС -2.

 



 

На рис. 5. показано, что 18 игроков (78% т.е. три четверти команды) имели низкий уровень проявления коммуникативных способностей. И 5 игроков (это 22 %) принадлежали к ниже среднему уровню. Таким образом, можно сделать выводы о том, что большинство футболистов не стремились  устанавливать контакы, чувствовали себя скованно в новой команде, плохо ориентировались в складывающихся ситуациях. Спортсмены избегали принятия самостоятельных решений, занимали выжидательную позицию. Результаты методики КОС-1 подтвердили данные наблюдения.

Формирующий этап работы в группе предполагал работу по шести направлениям: 1) создание условий субъект-субъектного взаимодействия; 2) самоанализ и рефлексия (без разрушения уже существующих конструкций личности); 3) снятие внутренних ограничений, обеспечение новых возможностей самореализации; 4) выявление профессионально значимых личностных качеств; 5) овладение навыками управления; коррекции и трансформации личностных качеств; 6) осуществление внутренней интеграции структурных компонентов коммуникативной компетенции, выяснение особенностей их проявления, в конкретных условиях (реальных и моделируемых).

Особую эффективность имел метод моделирования ситуаций, который позволял анализировать игровые ситуации более глубоко, многопланово. В результате возросло количество решений, повысилась сыгранность команды, обогатился личный опыт коммуникативной деятельности.

Затем был проведен этап подведения итогов, предполагавший повторную диагностику коммуникативной компетенции, обсуждение ее результатов, анкетирование футболистов высокой квалификации для определения эффективности проделанной работы.

После реализации формирующего этапа  опытно-поисковой работы проводилась  повторная диагностика, которая  была направлена на выявление изменений, произошедших в у ровне сформированности коммуникативной компетенции.

Для выявления динамики в исследуемых  параметрах от первого ко второму замеру использовался Т-критерий Вилкоксона. Т-критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке (группе) испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Выбор критерия определяется характером распределения исследуемых признаков в изучаемой выборке, мощностью данного критерия и его способностью учитывать индивидуальную динамику.

Результаты оценки динамики в  экспериментальной группе  представлены в таблице 17 .

Таблица 17

Динамика формирования СКК у участников исследования из экспериментальной группы

Показатели КК

контрольная величина

X

Уровень значимости различий

Виды изменений (в % от общего числа группы)

снижение

возрастание

без изменения

Профессионально значимые личностные качества

Эмпатичность

-8,94

0,0001

10%

88%

2%

Рефлексивность

-9,269

0,0001

3%

94%

3%

Общительность

-6,772

0,0001

18%

75%

7%

Психологическая гибкость

-9,509

0,0001

0%

100%

0%

Способность к сотрудничеству

-9,504

0,0001

1%

99%

0%

Эмоциональная привлекательность

-9,09

0,0001

8%

89%

3%

Критерии сформированности КК

коммуникативные знания

-9,409

0,0001

5%

95%

0%

коммуникативные умения

-9,327

0,0001

3%

94%

3%

Опыт продуктивной коммуникативной  деятельности

-9,421

0,0001

4%

95%

1%

Личностно-ценностное

отношение к самосовершенствованию КК

-9,469

0,0001

0%

99%

0%




 

 

Согласно полученным данным в группе, где осуществлялась апробация комплекса  моделей формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации с обеспечением всех педагогических условий, были отмечены значимые различия по всем исследуемым параметрам. При этом отмечается доминирование положительной динамики (возрастание) над отрицательной (снижение), как в выраженности профессионально значимых личностных качеств футболистов высокой квалификации, так и в выраженности критериев сформированности коммуникативной компетенции.

Но для того, чтобы определить являются ли эти изменения естественными, или они определены экспериментальным  воздействием, необходимо оценить динамику исследуемых показателей в контрольной группе, где воздействие не производилось.

Результаты оценки динамики в  контрольной группе  представлены в таблице 20.

Таблица 20

Динамика формирования КК у участников исследования из контрольной

группы

Показатели СКК

контрольная величина ъ

Уровень значимости различий

Виды изменений (в % от общего числа группы)

снижение

возрастание

без изменения

Профессионально значимые личностные качества

Эмпатичность

-0,156

0,876

53%

43%

4%

Рефлексивность

-1,456

0,146

59%

37%

4%

Общительность

-1,954

0,051

33%

60%

7%

Психологическая гибкость

-1,677

0,094

59%

36%

4%

Способность к сотрудничеству

-0,816

0,415

52%

46%

3%

Эмоциональная привлекательность

-1,415

0,157

39%

40%

22%

Критерии сформированности КК

Социально- коммуникативные знания

-1,344

0,179

19%

52%

29%

Социально- коммуникативные умения

-0,156

0,876

51%

30%

19%

Опыт продуктивной

социально- коммуникативной деятельности

-0,165

0,869

28%

31%

41%

Личностно-ценностное

отношение к самосовершенствованию СКК

-1,575

0,115

20%

56%

24%




 

 

Согласно полученным данным в контрольной  группе, где не осуществлялась апробация комплекса моделей формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации, значимые различия обнаружены не были. Полученные данные не позволяют говорить о доминировании положительной или отрицательной динамики, как в выраженности профессионально значимых личностных качеств, так и в выраженности критериев сформированности коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации.

Иными словами, можно заключить, что  без специального педагогического воздействия коммуникативная компетенция у футболистов высокой квалификации формируется очень медленно и фрагментарно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

1. Эффективность реализации концепции формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации обеспечивается педагогическими условиями, которые являются необходимыми, составляют комплекс.

Первое условие - реализация системы мониторинга сформированности коммуникативной компетентности.

Второе условие — создание специальной среды, обеспечивающей возможности для осуществления коммуникативной деятельности футболистов высокой квалификации.

Третье условие — обеспечение рефлексивно-ценностной ориентации тренировочной деятельности. Реализация указанного условия позволяет удовлетворить потребности личности в саморазвитии, самопознании, самоорганизации, самореализации и проявление этих потребностей в соответствующих мотивах, отношениях, убеждениях, личностных установках.

    1. В группе, где осуществлялась апробация комплекса моделей формирования коммуникативной компетенции  у футболистов высокой квалификации с обеспечением всех педагогических условий, были отмечены значимые различия по всем исследуемым параметрам. При этом отмечается доминирование положительной динамики (возрастание) над отрицательной (снижение) как в выраженности профессионально значимых личностных качеств футболистов высокой квалификации, так и в выраженности критериев сформированности коммуникативной компетенции.

Применение Т-критерия Вилкоксона, позволило установить не только направленность изменений (возрастание КК), но и их выраженность.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что со временем в исследуемой группе произошли значимые изменения в сторону увеличения коммуникативной компетенции.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов