Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

В любом виде спорта, и  особенно в футболе, можно выделить стандартные ситуации, выражающиеся наличием и необходимостью индивидуальных, звеньевых и командных действий и взаимодействий, основанных на индивидуальном межличностном общении как внутри команды, так и вне команды, а именно с болельщиками, с прессой и так далее.

Первостепенное значение для понимания роли межличностных контактов во взаимодействующей команде имеет их «привязанность» к целям и задачам совместной деятельности, к специфическим условиям взаимодействия партнеров.

Футбол представляет собой групповую взаимосвязанную деятельность, взаимодействие игроков, в котором динамически развивается процесс индивидуальных и групповых действий. Он имеет соревновательный и преимущественно двигательный характер деятельности. Техника футбола основана на передачах, целенаправленном передвижении игроков с мячом как основном элементе взаимодействия игроков.

Действия игроков имеют последовательный характер. Одновременное выполнение спортсменами своих функций (выбор  места, подготовка к последующим  действиям, обманные движения, отвлечения, страховка партнеров и т. п.) направлено на обеспечение последующих действий партнеров. Успешность взаимодействия в команде складывается из профессионально-коммуникативной компетентности межличностного общения игроков, из эффективности и согласованности выполнения элементов, действий всех или части игроков. Анализ актуальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, собственный опыт работы в вузе явились основанием формулирования авторского определения коммуникативной компетентности футболистов. Так, в общем виде коммуникативная компетентность футболиста- это уровень владения  футболистом знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия со спортсменами, опирающийся на ценности, потребности и обеспечивающий качество образовательного процесса и самореализацию всех его участников.

Профессиональная компетентность спортсмена-футболиста, на наш взгляд, складывается, прежде всего, из его  образовательного уровня, специальных  профессиональных знаний, умений и  навыков, общих инструментальных навыков, но в тоже время все это должно быть подкреплено личностными и деловыми качествами спортсмена, его общей культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Различные тактические построения, распределение функций участников и являются вариациями форм организации коллективной деятельности, в которых отражаются способы их совместного отношения к предмету деятельности, мера участия во взаимодействии, последовательность предметных преобразований. По сути, речь идет о стороне совместной деятельности каждого из спортсменов, связанных воедино с ее логикой и целями, с учетом условий взаимодействия, в игре на поле.

Однако, чтобы охарактеризовать ситуации общения при стандартных взаимодействиях  партнеров, важно выделять не столько внешние параметры условий, в которых осуществляется деятельность, сколько внутренние существенные факторы, в совокупности составляющие собственно-психологический контекст профессионально-коммуникативной компетентности.

Формирование эффективной коммуникативной компетентности начинается с теоретического обоснования проблем развития общения двух типов – вне и внутри команды. Как показывает опыт, развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но существенно различающихся уровня: уровень внешний поведенческий и уровень внутрикомандный, затрагивающий весь спектр решения профессиональных задач, поставленных перед каждым членом футбольного клуба. Отметим, определяющую роль уровня внутреннего, внутрикомандного по отношению к внешнему. Естественно, что понятие эффекта составляет концентрирование клуба на реализацию целей, поставленных руководством в качестве основных. Поэтому очень важно профессионально овладеть ролями коммуникаторов – тренеру, футболисту – партнеру по общению. Исходя из определения проф. Б.Ф. Ломова, что коммуникативная деятельность «это система сопряженных актов», требуется правильно организовать взаимодействие субъектов по созданию коллективного сознания, нацеленного на достижение высших целей в ходе разнообразных действий. Обязательным для профессионалов ответственных за подбор, воспитание футболистов становится понимание ими потребностей, мотивов спортсмена, приходящего в команду уже сформированным жизнью. А затем направлять свои усилия на раскрытия смысла своих принципиальных установок, регулирующих действия и поступки новичка в коллективе. Факты и наблюдения доказывают, что применение инструментов педагогического воздействия через жест, выражение лица или изменения стиля общения способствуют формированию у спортсмена:

  • способности взаимодействовать с партнерами на психологически грамотном уровне;
  • установки на рост технического мастерства.

Из выше изложенного  следует, что для успешной организации  совместной коллективной и групповой  деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые максимально способствуют эффективному взаимодействию и согласованности действий участников. Тренер должен знать, с помощью каких именно средств осуществляется межличностный контакт партнеров и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций взаимодействия и для конкретных спортсменов. Ведь коллективные действия – это важнейший регулятор профессионального общения, облегчающий становление коммуникативной компетентности, приносящий высокие результаты в чемпионате. Порой бывает так, что спортсмены, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия друг с другом, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Разумеется, сердцевиной коммуникативной  компетентности в футбольной команде является систематическое управление общением, поскольку оно имеет интенсивно-развивающий характер.

В поле зрения тренерского  штаба должна находиться и такая  проблемная ситуация как специфика  общения разнообразных групп  футболистов, поэтому механизм профессиональной коммуникации в профессиональном отношении должен учитывать и присущие им потребности, мотивы, черты характера. И только наличие у тренера высокой коммуникативной культуры позволит ему быть центром коммуникации разновозрастных групп.

Как показывает опыт, межличностные  барьеры внутри футбольных команд преодолеваются быстрее теми спортсменами, которые  участвовали в соревнованиях, чем  у тех, кто не участвует.

Профессионально-коммуникативная  компетентность воспитывается не только во время игры на поле, но и после игры, когда устраивается аналитический просмотр матча с обязательным комментированием. Так, например, в ходе тактической подготовке футболистам быстро показывают слайды с изображением конкретных игровых ситуаций, и предлагается, глядя на изображения, высказать свое мнение, как бы они поступили, играя в нападении или защите. Тренер оценивает быстроту, точность ответов, дает рекомендации каждому игроку.

Известно, что проигрывающие в процессе соревнования команды становятся менее сплоченными, в то же время опрос, проведенный в командах, выигрывавших первенство в различных зонах, свидетельствует, что коллектив, нацеленный на выигрыш чемпионата, сразу со старта может стабильно достигать высоких результатов. Также у команды – чемпиона после трудного сезона усиливается межличностная коммуникация, соответственно более тесно начинают контактировать и члены семей футболистов. Возникающие тесные межличностные отношения переносятся на футбольное поле, где резко активизируется «моторное взаимодействие» (кто кому отдает передачу), что является стержнем командной высокоэффективной игры. Именно такое профессиональное взаимодействие всех игровых звеньев футбольного организма выступает основным средством решения стоящих перед командой высоких, чемпионских задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе.

Результаты теоретического анализа проблемы коммуникативной компетентности спортсменов показали, что компетентности, как распространенному явлению в межличностных и общественных отношениях, практически не уделяется должного внимания в работах отечественных и зарубежных специалистов. В то же время компетентность в спорте присутствует во взаимоотношениях и взаимодействиях субъектов, что должно быть принято, осознанно и рассматриваться как естественный элемент в сфере спорта.

Под коммуникативной компетентностью в спорте следует понимать осведомленность, подготовленность субъекта к действиям в соревновательно-тренировочных ситуациях, требующих проявления коммуникативных способностей.

Спортивная команда представляет собой одну из разновидностей малой группы, которую отличает направленность на достижение победы над соперником в процессе соревнования. Спортивная команда состоит из двух подсистем: руководящей [тренеры], показывающей результат [спортсмены] и имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.

Коммуникативная компетентность футболиста  - это, прежде всего, опыт общения с партнерами по команде  и соперником, поэтому ее формирование у футболиста  актуализируется как во время игры на поле, так и после игры в ходе специальной подготовки спортсмена-футболиста, а, следовательно, должна совершенствоваться в динамике обучающей и развивающей среды. Мы рассматриваем ее как один из компонентов профессиональной готовности спортсмена-футболиста к командной высокоэффективной игре.

Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов.

2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности

Любая система может успешно  функционировать и развиваться  лишь при соблюдении определенных условий. Поэтому результат образовательного процесса зависит от создания специальных педагогических условий. На необходимость осмысления понятия условия обращает внимание в своем исследовании Н.М.Яковлева [376]. Она пишет, что рассмотрение категории условие по отношению к понятию среда (обстановка) неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогического явления.

В настоящем исследовании мы не ставили  целью анализировать полную совокупность объектов, составляющих среду данного объекта, поскольку в их число попадают и случайные объекты. Известно, что условия могут выполнять как роль препятствия, так и фактора, обеспечивающего функционирование системы.

В философии категория «условие»  выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [333], следовательно, условия  составляют ту среду, без которых  данный предмет не может существовать.

Следуя за позицией Е. В. Яковлева и  Н. О. Яковлевой [374], мы под педагогическими условиями понимаем совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности, принимая при этом позицию, что условия — это всегда внешние по отношению к предмету факторы.

Поскольку эффективность в самом  обще виде представляет собой соотношение затрат различного вида ресурсов и реальных видов деятельности, то оценка эффективности функционирования исследуемого педагогического явления на фоне тех или иных условий осуществляется, как правило, исходя из оценки степени достижения образовательного процесса.

Не давая оценки существующим подходам к определению понятий необходимости и достаточности, мы можем констатировать, что необходимыми являются те условия, которые уже выделялись, рассматривались в отношении исследуемого предмета, но которые не в полной мере обеспечивали решение поставленной проблемы. Без этих условий проблема не может быть решена, но их недостаточно, чтобы решить ее максимально эффективно. Опираясь на данное положение, мы теоретическим и опытно-поисковым путями расширили комплекс теми условиями, от которых зависит наиболее полное решение проблемы формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации. Эти условия определены нами как достаточные, ибо они привнесены в комплекс, расширяя его возможности по решению заявленной проблемы исследования. Именно они обеспечивают новизну исследования. В то же время мы разделяем точку зрения В.Н. Андреева, В.А. Беликова, Г.Д. Бухаровой, Е.Ю. Никитиной и др., согласно которой деление условий на необходимые и достаточные носит условный характер.

Отдельные, случайно выбранные, условия  не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов. Употребляя понятие «комплекс», мы учитываем многофакторность педагогических явлений, поэтому выделяем те условия, которые в наибольшей степени соответствуют выбранной методологии исследования, особенностям изучаемого феномена формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации. Выявляя комплекс педагогических условий эффективной реализации совокупности моделей формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации, мы ориентировались на требования, предъявляемые современным обществом к конкурентоспособному специалисту; результаты выявленной специфики профессиональной деятельности футболистов высокой квалификации; результаты констатирующего этапа проведения опытно-поисковой работы. В итоге были выявлены следующие педагогические условия:

1. Реализация системы мониторинга сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя две взаимосвязанные подсистемы: мониторинг профессионально значимых личностных качеств футболистов высокой квалификации и мониторинг ключевых, базовых, специальных, частно-профессиональных компетенций.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов