Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)
  1. Предварительный (2009 - 2010гг.). Изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение экспериментальных и контрольных групп; планирование педагогического эксперимента; осуществление констатирующего эксперимента.
  2. Теоретический (2010 -2011гг.). Разработка содержания и методики формирующего эксперимента; изучение особенностей учебной деятельности футболистов; опытно-экспериментальная работа по созданию механизмов формирования коммуникативной компетенции у футболистов высокой квалификации; диагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий формирования коммуникативной компетенции в  тренировочном и соревновательном процессе.
  3. Заключительный (2011 - 2012 гг.). Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы футбольных команд, оформление текста диссертационной работы.

Апробация результатов  исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, докладывались и обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях и семинарах в г. Новосибирске (2011гг.), в Италии (Рим) (2011 г.),  Туле (2012г.), Астрахани (2010-2012г.). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории профессионального образования и педагогического менеджмента Астраханского государственного университета, на советах футбольного клуба  ФК «Астрахань».

Глава 1. Коммуникативная  компетентность профессионалов спортсменов.

1.1. Понятие коммуникативной  компетентности в научно–методической литературе

Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере  жизни. Роль владения своей речью  трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные  взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.

Проблеме понятия «языковая  личность» уделяли внимание многие ученые: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. А. Быстрова, А. А. Леонтьев, Е. Н. Пузанкова, И. С. Якиманская, А. В. Текучев, А. В. Петровский, Ю. Н. Караулов и др.

В научном контексте сочетание  терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В. И. Бородуллина, А. П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

Появление термина «коммуникация» (от лат communication - связь) было воспринято как синоним термина «общение». К. Осгуд отождествлял общение с отдельными актами передачи и приема информации; М. Аргайл характеризовал процесс интеракции через различные виды контактов, в том числе информационные, проявляющиеся в вербальной и невербальной форме. Аналогично высказывается Т. Шибутани, подчеркивая, что коммуникация - «это, прежде всего, способ деятельности, который обличает взаимное приспособительное поведение людей» [42]. Различные движения и звуки становятся коммуникативными, согласно автору, когда они проявляются в ситуации совместных действий. Таким образом, коммуникацию Т. Шибутани рассматривает как такой обмен деятельностью, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь и координацию действий большой степени сложности.

С многоаспектностью  рассмотрения термина связана значительная путаница во взглядах и подходах к проблеме как среди зарубежных ученых, так и среди отечественных исследователей. В отечественной социальной психологии разногласия углубляются в связи с наличием термина «общение», являющегося специфически российским, поскольку сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре теории деятельности.

Так, Г.М. Андреева, определяет коммуникацию как одну из составных  частей общения. Сходный взгляд можно  встретить и у Б.Д. Парыгина, который, кроме того, разделяет коммуникацию по форме и содержанию. К содержанию коммуникации относятся взаимопонимание, сопереживание, степень согласия между партнерами, а к форме - вербальные и невербальные средства коммуникации [3].

О.М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а  способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [21].

В то же время в концепции  М.И. Лисиной, рассматривающей эволюционный аспект общения, подчеркивается, что  оно (общение) суть коммуникативная  деятельность.

Столь сложные взаимоотношения  между категориями «общение» и «коммуникация» и связанная с этим терминологическая путаница возникла в связи с попыткой интеграции отечественной и западной социальной психологии. Отечественная психология пошла по пути деятельностного опосредования психических функций (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.), в результате чего общение было признано одним из видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием.

Представляется важным разграничить два основных подхода к общению  или построению коммуникативного процесса. В литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. Хотя оговаривается, что при ряде обстоятельств это общение может по форме выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное. Как писал Дж. Морено, если вы можете «играть роль, и развить эту роль, и прекратить играние роли по желанию - вы постепенно научитесь, как сделать так, чтобы не быть одержимым ролью» [1].

А.Г. Асмолов предлагал говорить о ряде ролей, которые каждый человек  играет в течение жизни, причем роли совершенно не обязательно следуют одна за другой, они могут сосуществовать одновременно в одной коммуникативной ситуации. Среди основных ролей автор называет «роль для всех» - или демонстрируемое поведение; «роль для группы», в частности профессиональной и «роль для себя», которая может сильно отличаться от двух предыдущих [5].

Выработанные в ходе исторического развития схемы ролевого взаимодействия позволяют каждому  в основном предвидеть действия другого  и поступать соответствующим  образом.

Большую часть жизни  индивид проводит в кооперации с  другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более  масштабной системы совместной деятельности. Таким образом, процесс общения  или коммуникации, всегда предполагает наличие партнера или наблюдателя. То есть в конкретном акте коммуникации информация циркулирует от коммутатора к реципиенту и обратно. Поэтому принято говорить об обмене информацией. Соответственно, при обмене основная задача - не сама по себе циркуляция информации в прямом или обратном направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу той или иной ситуации или проблемы общения.

Специфической чертой настоящего исследования явилось изучение коммуникативных  ситуаций в процессе профессионального общения людей. В связи с этим можно говорить об изначальной заданности многих факторов, таких как, например, сама ситуация общения, наличие партнера по коммуникативной ситуации и определенность ролей.

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Наряду с внешней  характеристикой коммуникативной  деятельности существует её внутренняя, психологическая характеристика. Она  проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть осуществлена только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию  А.Н. Леонтьева и его анализ общения  как деятельности и обозначая  его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты:

  • предмет коммуникативной деятельности - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;
  • коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение;
  • действия коммуникативной деятельности - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
  • задачи коммуникативной деятельности - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
  • средства коммуникативной деятельности - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукт коммуникативной деятельности - образования материального и духовного характера, создающегося в итоге общения [9].

Согласно М.М. Бахтину, диалог может рассматриваться как  способ организации «сопряженных актов». Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако в практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать: отдельная личность, группа людей, масса.

Общение личности как  субъекта-организатора с другим человеком  определяется как межличностный  уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности [6].

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:

  • субъектом - инициатором общения;
  • субъектом, которому адресована инициатива;
  • нормами, по которым организуется общение;
  • целями, которые преследуют участники общения;
  • ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения  состоит из цепи взаимосвязанных  коммуникативных действий:

  • вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  • оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
  • ориентация в коммуникативной ситуации;
  • выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
  • постановка коммуникативной задачи, исходя из особенностей ситуации общения;
  • подход к субъекту взаимодействия;
  • пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию;
  • привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера;
  • оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
  • настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера;
  • выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
  • коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера;
  • оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;
  • стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера;
  • «ответный ход» субъекта-партнера по общению [14].

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов