Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, докладывались и обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях и семинарах в г. Новосибирске (2011гг.), в Италии (Рим) (2011 г.), Туле (2012г.), Астрахани (2010-2012г.). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории профессионального образования и педагогического менеджмента Астраханского государственного университета, на советах футбольного клуба ФК «Астрахань».
Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.
Проблеме понятия «языковая личность» уделяли внимание многие ученые: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. А. Быстрова, А. А. Леонтьев, Е. Н. Пузанкова, И. С. Якиманская, А. В. Текучев, А. В. Петровский, Ю. Н. Караулов и др.
В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В. И. Бородуллина, А. П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.
Появление термина «коммуникация» (от лат communication - связь) было воспринято как синоним термина «общение». К. Осгуд отождествлял общение с отдельными актами передачи и приема информации; М. Аргайл характеризовал процесс интеракции через различные виды контактов, в том числе информационные, проявляющиеся в вербальной и невербальной форме. Аналогично высказывается Т. Шибутани, подчеркивая, что коммуникация - «это, прежде всего, способ деятельности, который обличает взаимное приспособительное поведение людей» [42]. Различные движения и звуки становятся коммуникативными, согласно автору, когда они проявляются в ситуации совместных действий. Таким образом, коммуникацию Т. Шибутани рассматривает как такой обмен деятельностью, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь и координацию действий большой степени сложности.
С многоаспектностью рассмотрения термина связана значительная путаница во взглядах и подходах к проблеме как среди зарубежных ученых, так и среди отечественных исследователей. В отечественной социальной психологии разногласия углубляются в связи с наличием термина «общение», являющегося специфически российским, поскольку сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре теории деятельности.
Так, Г.М. Андреева, определяет коммуникацию как одну из составных частей общения. Сходный взгляд можно встретить и у Б.Д. Парыгина, который, кроме того, разделяет коммуникацию по форме и содержанию. К содержанию коммуникации относятся взаимопонимание, сопереживание, степень согласия между партнерами, а к форме - вербальные и невербальные средства коммуникации [3].
О.М. Казарцева указывает,
что коммуникативная
В то же время в концепции М.И. Лисиной, рассматривающей эволюционный аспект общения, подчеркивается, что оно (общение) суть коммуникативная деятельность.
Столь сложные взаимоотношения между категориями «общение» и «коммуникация» и связанная с этим терминологическая путаница возникла в связи с попыткой интеграции отечественной и западной социальной психологии. Отечественная психология пошла по пути деятельностного опосредования психических функций (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.), в результате чего общение было признано одним из видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием.
Представляется важным разграничить два основных подхода к общению или построению коммуникативного процесса. В литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. Хотя оговаривается, что при ряде обстоятельств это общение может по форме выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное. Как писал Дж. Морено, если вы можете «играть роль, и развить эту роль, и прекратить играние роли по желанию - вы постепенно научитесь, как сделать так, чтобы не быть одержимым ролью» [1].
А.Г. Асмолов предлагал говорить о ряде ролей, которые каждый человек играет в течение жизни, причем роли совершенно не обязательно следуют одна за другой, они могут сосуществовать одновременно в одной коммуникативной ситуации. Среди основных ролей автор называет «роль для всех» - или демонстрируемое поведение; «роль для группы», в частности профессиональной и «роль для себя», которая может сильно отличаться от двух предыдущих [5].
Выработанные в ходе исторического развития схемы ролевого взаимодействия позволяют каждому в основном предвидеть действия другого и поступать соответствующим образом.
Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной деятельности. Таким образом, процесс общения или коммуникации, всегда предполагает наличие партнера или наблюдателя. То есть в конкретном акте коммуникации информация циркулирует от коммутатора к реципиенту и обратно. Поэтому принято говорить об обмене информацией. Соответственно, при обмене основная задача - не сама по себе циркуляция информации в прямом или обратном направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу той или иной ситуации или проблемы общения.
Специфической чертой настоящего исследования явилось изучение коммуникативных ситуаций в процессе профессионального общения людей. В связи с этим можно говорить об изначальной заданности многих факторов, таких как, например, сама ситуация общения, наличие партнера по коммуникативной ситуации и определенность ролей.
Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Наряду с внешней
характеристикой
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть осуществлена только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты:
Согласно М.М. Бахтину, диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов». Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако в практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать: отдельная личность, группа людей, масса.
Общение личности как
субъекта-организатора с другим человеком
определяется как межличностный
уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой
(коллективом) - как личностно-групповой,
общение с массой - личностно-массовый.
В единстве этих трех уровней и рассматривается
коммуникативная деятельность личности.
Это единство обеспечивается тем, что
все уровни коммуникативного взаимодействия
основываются на едином организационно-
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:
Каждый акт общения состоит из цепи взаимосвязанных коммуникативных действий: