Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
Введение………………………………………………………
Глава
2. Процесс формирования коммуникативной
компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2.
Программно-методическое обеспечение
технологии формирования коммуникативной
компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. Футбол принадлежит к видам спорта, давно получившим распространение в нашей стране. Футбол впервые появился в России в конце XIX века. А в 1893 году 13 сентября в Санкт-Петербурге был официально сыгран первый футбольный матч России.
В советский период государство уделяло огромное внимание развитию фундаментальной и прикладной спортивной науки. Эффективно работали институты физкультуры, кафедры футбола, где готовили квалифицированных преподавателей, тренеров, специалистов. Во всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры одним из центральных подразделений была лаборатория футбола. Основу лаборатории составляла Комплексная научная группа, которая тесно сотрудничала с тренерами сборных и клубных команд. В последние десять лет нет Лаборатории футбола и нет КНГ в составе структурных подразделений ВНИИФК, нет единой методики подготовки кадров для этих лабораторий, изыскания по научно-практическим проблемам футбола не ведутся. Число кафедр значительно уменьшилось – их теперь только шесть – в Хабаровске, Омске, Краснодаре, Волгограде, Санкт-Петербурге и Москве. Спортсмены обучаются и тренируются по старым программам, написанным много лет тому назад. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска новых путей рационализации и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, разработки высокопродуктивных спортивных технологий, принципиальных модификаций отдельных разделов подготовки футболистов
В особенности актуальной
и требующей специального
Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, изучение опыта футбольных команд и выявление на этой основе противоречий позволили сформулировать научную проблему исследования, суть которой заключается в необходимости разрешения противоречия между возросшей потребностью в спортсменах высокой квалификации с высоким уровнем коммуникативной компетентности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ ее формирования в условиях тренировочно - соревновательного процесса , с другой стороны.
Актуальность рассматриваемой проблемы и обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов»
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Отмечая достижения науки в области изучения коммуникативной компетенции, следует выделить основные направления, отраженные в философских, педагогических и психологических работах:
• вопросы теории коммуникации, социального взаимодействия (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Реан, В. В. Рыжов, Е. Ф. Тарасов, Т. Н. Ушакова и др.):
• практические аспекты проблем:
-особенности коммуникативного процесса (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, В. Л. Щульц и др.);
Кроме того, значимыми для нашего исследования являются работы, в которых обоснованы психолого-педагогические аспекты образования (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. X. Маслоу, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.); по педагогико-психологической подготоке спортсменов в различных видах спорта ( A.B. Алексеев, В.В. Авдеев, Г.Д. Бабушкин, А.Д. Ганюшкин, Г.Д. Горбунов, E.H. Гогунов, Ф. Генов, Т.Т. Джамгаров, P.M. Загайнов, Р.Л. Кричевский, Ю.А. Коломейцев, Р. Мартене, А.Л. Попов, А.Ц. Г1уни, A.B. Родионов, И.И. Сулейманов, Ю.Л. Ханин идр.); об особенностях учебно-тренировочного процесса, соревнований и взаимоотношений спортсменов в игровых видах спортивной деятельности ( Г.Д. Бабушкин, А.Е. Баженов, И.П. Волков, B.C. Левин, Ю.В. Луценко, A.B. Мальчиков, A.B. Портнов, Ю.И. Портных, С.Г. Сейранов, В.П. Черемисин, Е.В. Федотова др.)Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показал, что, несмотря на многочисленные исследования отдельных аспектов проблемы формирования коммуникативной компетентности, фундаментальных исследований в области спорта высоких достижений, которые были бы посвящены вопросам формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации, практически нет. Данный факт отражает потребность в разработке методологии, теории и практики формирования коммуникативной компетенции футболистов высокой квалификации как самостоятельного предмета исследования.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования, которая формируется следующим образом.
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
В качестве гипотезы мы предположили, что совершенствование коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации обеспечит более благоприятный социально-психологический климат в команде в качестве фактора успешности соревновательной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
Задачи
1. Раскрыть сущность и роль коммуникативной компетентности в межличностных отношениях футболистов команд мастеров.
2. Выявить характер
межличностных отношений между
игроками в футбольных
3. Определить особенности взаимоотношений в футбольных командах в системе «спортсмен-тренер».
4. Выявить педагогические условия формирования коммуникативной компетенции и разработать пути её формирования у футболистов высокой квалификации, способствующие успешности спортивной деятельности.
Научная новизна и теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что впервые получены данные о роли коммуникативной компетенции в футбольных командах, а также определены пути и способы повышения коммуникативной компетентности футболистов и создания благоприятного социально-психологического климата в футбольных командах, способствующего успешности соревновательной деятельности.
Практическое значение нашей работы определяется тем, что результаты исследования позволили совершенствовать коммуникативную компетентность футболистов высокой квалификации, о чем имеется соответствующий акт внедрения. Также материалы диссертации могут найти применение 1) в подготовке студентов, специализирующихся в теории и методике футбола и других игровых видах спорта или в спортивной психологии 2) на факультетах повышения квалификации в вузах спортивного профиля.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы:
- по психологии личности, ее формирование и развитие (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, C.JL Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.В. Шорохова идр.);
- в области социально-
- об особенностях учебно-
Мальчиков, А.В. Портнов, Ю.И. Портных, С.Г. Сейранов, В.П. Черемисин, Е.В. Федотова др.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Учебно-тренировочная
и соревновательная
2. Целенаправленное развитие
коммуникативной
3. Формирование коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации — это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять коммуникативную деятельность, которая состоит в проведении анализа игровой ситуации, определении оптимальных способов ее разрешения и достижении цели посредством управления процессами коммуникации.
4. Структура коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации представляет собой систему ключевых (информационно- коммуникативная, операционно-коммуникативная, оценочно- коммуникативная), базовых (социально-психологическая, профессионально- коммуникативная, этическая), специальных (социально-личностная, адаптивная) и частно-профессиональных (поведенческая, конструктивная, организаторская) компетенций, в каждой из которых определены знания, деятельность, способности, а также профессионально значимых личностных качеств специалиста.
5. Комплекс педагогических условий: а) реализация системы мониторинга сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя две взаимосвязанные подсистемы: мониторинг профессионально значимых личностных качеств футболистов высокой квалификации и мониторинг ключевых, базовых, специальных, частно- профессиональных компетенций; б) создание специальной среды, обеспечивающей возможности для осуществления коммуникативной деятельности футболистов высокой квалификации; в) обеспечение рефлексивно-ценностной ориентации.
Структура диссертации соответствует логике построения прикладного научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов: