Неформальные организации-условия их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: узнать роль неформальных организаций в жизни молодежи.

Объектом исследования является молодежь, подростки и их отношение к неформальным организациям.

Предмет исследования: отношение молодежи к деятельности неформальных организаций.

Оглавление

Введение

Раздел 1. Культура как социальное явление.

1.1.Сущность культуры.

1.2. Виды культуры.

1.3.Функции культуры.

Раздел 2.Неформальные организации как социальное явление.

2.1. Понятие Неформальной организации.

2.2. Функции неформальной организации.

2.3.Основные проявления и направления неформальной организации.

Раздел 3. Методологический раздел

3.1. Формирование и обоснование проблемы.

3.2. Процедурный раздел.

3.3. Инструментарий.

Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Украин титулка ы.docx

— 90.85 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и науки Украины

Одесский  Национальный Политехнический Университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра социальной работы и кадрового менеджмента 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Методология  и методы социальных исследований »

На тему «неформальные организации-условия  их формирования» 
 

Выполнила студентка группы ИС -081

Малик Ю.С.

Научный руководитель: доц. Северинюк Т.А 
 
 
 
 

Одесса 2009 

План

Введение

Раздел 1. Культура как социальное явление.

1.1.Сущность культуры.

1.2. Виды культуры.

1.3.Функции культуры.

Раздел 2.Неформальные организации как социальное явление.

2.1. Понятие Неформальной  организации.

2.2. Функции неформальной  организации.

2.3.Основные проявления  и направления неформальной организации.

Раздел 3. Методологический раздел

3.1. Формирование  и обоснование проблемы.

3.2. Процедурный раздел.

3.3. Инструментарий.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Социология  (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль, культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и использования знаний о конкретных  социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования свободы самоорганизации стала социология.    

  Так как культура  — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

   На  сегодняшний день нам известно много  неформальных организаций, и очень  много среди наших знакомых участвуют  в них. Но задумывались ли вы, что  собой представляет та, или иная неформальная организация? В данной курсовой работе я поставила себе за цель узнать причины развития и появления неформальных организации. Современная молодежь является специфической социальной группой, от социализации которой зависит будущее страны. Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Однако этим процессом нужно уметь управлять, в противном случае, неформальное движение может приобрести социально-опасную негативную направленность, когда одна организация будет «воевать» против другой. Неформальные организации подобны волне, появившись в одной стране они, начинают распространяться по другим странам, и в каждой стране в эту неформальную организации привносят, что-то новое, что-то свое. Проблема молодежных неформальных организаций  рассматривается с точки  зрения «вынужденной» маргинальности, когда их возникновение объясняется тем, что общество само «подталкивает» молодых людей к объединению  в подобные группы. Итак, давай те же поймем что собой представляют неформальные организации Украины,и нашего города в частности.

   Актуальностью темы: в наше время все больше и больше молодых людей вступает в неформальные организации. При всех дифференциациях современного общества отношения неформальных организаций направлены на поиск оснований на объединение. Понять какие системы ценностей у неформальных организаций, какие символы, деятельность на которую они направлены. Понять почему неформальные организации предоставляют себя всем принятым правилам в обществе, опровергают систему общества- хамство, грубость, стиль одежды, манера разговорной речи. И убедиться в том, готова ли молодежь отстаивать свои ценности.

   Цель: узнать роль неформальных организаций в жизни молодежи.

   Объектом  исследования является молодежь, подростки и их отношение к неформальным организациям.

   Предмет исследования: отношение молодежи к деятельности неформальных организаций.

   Проблемы: Узнать отношения неформальных организаций между другими неформальными организациями.

 Узнать  отношение общества к неформальным  организациям.

Узнать  отношение молодежи к вступлению в неформальные организации.

   Задачи:

       -установить возрастные категории  участвующих в неформальной организации

    -мотивы  и цели вступления в неформальную  организацию

    -какая  символика данной неформальной  организации 

    -отношение  молодежи к неформальным организациям 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  1. КУЛЬТУРА  КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

1.1.Сущность  культуры

    В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют  в виду обычную воспитанность, бытовую  этику. При таком обыденном понимании  разговор о культуре ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода очевидна и, значит, житейского понимания культуры для  выявления ее сущности недостаточно. Нужен подход более серьезный, скажем философский.

    Еще в 1964 г. американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной философии культуры. Уже это ярко свидетельствует о том, какое сложное данное определение .

    Мир человека - это мир культуры. В  своем первоначальном значении культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

    По  значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными - определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении"[5]. Отметим кстати, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

    Итак, с определенной долей максимализма можно утверждать, что культура

    - это освоенный и овеществленный  опыт человеческой жизнедеятельности.  Опыт же представляет собой  закрепленное единство знаний  и умений, переросшее в модель  действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве  образца при решении всевозможных  возникающих задач. Иными словами,  если переступить через известное  благоговение, которое с эпохи  Просвещения внушает европейцам  этот термин, культуру можно рассматривать  как определенный набор стереотипов,  определяющий и тем самым ограничивающий  человеку возможность действовать  в любых условиях.

    Помнит  ли человек свое детство? Странный вопрос! Разумеется, помнит.

    Как можно забыть это время? И блеск  реки под жарким полуденным солнцем, и самое вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему в день рождения... Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда ставили его родители? А гриппы, ангины, ушибы и ссадины? А двойки, наконец? Помнит?

    Как ответить? В общем-то, конечно, помнит... Но не это встает перед глазами, когда  речь заходит о детстве. Аберрация  памяти высвечивает хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей.

    Память  культур складывается из памяти народов. Величественный и гармоничный

    Аполлон, а не скорченный раб символизирует  для нас античную Грецию.

    Аберрация исторической памяти в принципе мало чем отличается от наших воспоминаний.

    Любой исторический тип культуры в своей  конкретности представляет неразрывное  единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или  культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения.

    Культурная  память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно  не участвует в воспроизводстве  общественной жизни.

    Это как бы отложенные, но не стертые  прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

    На  все встающие перед ним вопросы  человек ищет ответ в усвоенной  им культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое - это хорошо забытое старое". И не надо ее за это винить - таков парадокс культуры.

    Но, никого не обвиняя, описанную особенность  феномена культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат  к традициям (будь то традиции национальной культуры или народной педагогики, экономического уклада или политической организации) обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, "по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции"[6] .

    Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных "Маугли" трагичны именно тем, что выпавший в силу случая из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой.

    Благодаря этому усваиваются навыки контактов  с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура

    - это человеческое в людях, это  степень, мера формирования, развития  и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной  общественной деятельности. Именно  культура отличает человека от  всех остальных живых существ.

    Так, пожалуй, и можно сформулировать самое общее определение культуры.

Информация о работе Неформальные организации-условия их формирования