Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 02:22, курсовая работа
Цель: узнать роль неформальных организаций в жизни молодежи.
Объектом исследования является молодежь, подростки и их отношение к неформальным организациям.
Предмет исследования: отношение молодежи к деятельности неформальных организаций.
Введение
Раздел 1. Культура как социальное явление.
1.1.Сущность культуры.
1.2. Виды культуры.
1.3.Функции культуры.
Раздел 2.Неформальные организации как социальное явление.
2.1. Понятие Неформальной организации.
2.2. Функции неформальной организации.
2.3.Основные проявления и направления неформальной организации.
Раздел 3. Методологический раздел
3.1. Формирование и обоснование проблемы.
3.2. Процедурный раздел.
3.3. Инструментарий.
Список литературы
Неформалы — это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является
* добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее.
* Соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.
Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они
очень разные – ведь многообразны
те интересы и потребности, ради удовлетворения
которых тянутся друг к другу,
образуя группы, течения, направления.
Каждая такая группа имеет свои цели
и задачи, иногда даже программы, своеобразные
«правила членства» и моральные
кодексы.
В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и социальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.
Молодежная субкультура — частичная, относительно изменчивая система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
В динамичных обществах семья частично или полностью теряет свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы порождают свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом культуры. [15]
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска.
Конечно же, нельзя утверждать, что,
переходя из одной возрастной
группы в другую, люди порывают
полностью со своими
2.3.Основные проявления и направления неформальной организации.
Молодежные культуры или, корректнее говоря, субкультуры (неформальные организации) - одно из полноценных культурных явлений современных обществ. Они могут быть одновременно и головной болью для милиции, и источником вдохновения для модельеров, и приоритетным елементом рынка для транснациональных компаний. В западном обществе принято вести отсчет молодежных субкультур либо от «битников», либо от «модов» и «рокеров». Первые создали целый пласт культуры, собственный миф Дороги. Вторые дошли до нас только по ностальгическим фильмам из Голливуда о 50-х годах. Но и тех и других очень многое не устраивало в доминирующей культуре потребительского общества, и довольно большая часть молодежи не видела возможности реализовать себя в границах общественно одобряемых норм. В итоге одни нашли себя в экспериментах с марихуаной или литературой, в би-бопе (направление в джазе) или рок-н-ролле. Но это была только присказка. Молодежная культура заставила считаться с собой, благодаря поколению бэби-бума (поколению послевоенного демографического взрыва), которое подросло к концу 60-х годов. В США это вылилось в мощное движение хиппи, рок-музыку как полноценное культурное явление, массовый протест против войны во Вьетнаме. В Европе - в серию грандиозных молодежных революций. Именно с поколением бэби-бума не сработал обычный социальный процесс гармоничной передачи ценностей, норм и образцов поведения от родителей к детям. Между поколениями появилась пропасть. Уже стоял вопрос не о мелких конфликтах, а о кардинально разных взглядах на мир.
Сегодня в западных обществах молодежная культура довольно разнообразное явление. Существуют доминирующие образцы молодежной культуры, пропагандируемые масс-медиа (массовая молодежная культура). Идеал такой культуры - парень и девушка, обязательно красивые, умеющие хорошо отдыхать, модно одеваться, разбирающиеся в популярных исполнителях, но ни в коем случае не ставящие под сомнение доминирующие ценности. В отличие от молодежной культуры 60-х такая культура создается извне, в первую очередь имиджмейкерами крупных компаний, которые осознают выгоды бизнеса в сфере молодежной моды.
Молодежная культура — явление наднациональное. Возникнув в одной стране, субкультура подобно вирусу распространяется по миру. Разумеется, одни и те же субкультуры могут в разных странах и регионах носить разные названия, но суть и формы остаются принципиально едиными. Хиппи американский и хиппи берлинский или львовский принадлежат к единой субкультуре, будучи гражданами разных государств и живя на разных континентах. Вот еще одна загадка молодежных субкультур: родившись в одном месте земного шара, они оказываются «востребованы» молодежью других регионов.
По краям этой массивной глыбы плавают полновесные куски маргинальных субкультур. Они довольно-таки интересны, потому что возникают, как правило, самостоятельно. Специалисты Бирмингемского центра культурных исследований связывают их существование с невключенностью больших групп молодежи в массовую культуру индустриальных обществ. Это субкультуры гетто, бедных районов или кампусов (университетских городков). Очень важная причина появления этих субкультур в том, что их носителей не удовлетворяет массовая молодежная субкультура в силу их расовой принадлежности, материальной необеспеченности или высоких интеллектуальных притязаний. Сегодня выделяют культуры чернокожей молодежи: появившиеся в 80-х «растафари» и немного позже то, что у нас называют «хип-хоп» культура (многие знают музыку «реп»). В США существует специфическая, очень яркая субкультура мексиканской молодежи «чиканос». Существуют субкультуры «панков», «бритоголовых», «автономов», костяк которых составляют выходцы из бедных районов и рабочих кварталов. Недавно появилась культура ночных клубов - «рейв». Западные субкультуры имеют довольно мощные инфраструктуры: систему клубов, специализированных магазинов, своих «фанзинов» (молодежных музыкальных журналов), молодежных кафе, «лейблов» (небольших независимых студий звукозаписи), временами галерей и даже издательств. Большинство субкультур довольно сильно политизировано, как правило, в крайних проявлениях. «Панки» - это анархиствующая молодежь, «бритоголовые» исповедуют расизм и фашизм (хотя, есть и «красные бритоголовые» маоистского толка), субкультуры национальных меньшинств занимают активную антирасистскую позицию, «автономы» или «хаоты» выступают за леворадикальный способ решения социальных проблем.
Ситуация с молодежной культурой в Украине несколько другая. Первой нашумевшей молодежной субкультурой были советские стиляги. Своей громкой славой они обязаны непримиримой борьбе с ними, как с чуждым влиянием Запада, со стороны государственных и окологосударственных органов. Справедливости ради надо заметить, что культура стиляг была довольно немногочисленной и концентрировалась в крупных городах. Несмотря на откровенное западничество стиляг, они были оригинальным явлением именно советской культуры. Следующие субкультуры уже не были столь оригинальны и более или менее успешно старались соответствовать западным аналогам. К началу 70-х до Советского Союза, в том числе и Украины, дошел «хиппизм» и породил очень интересное советское культурное явление, реально просуществовавшее более 15 лет. Хиппи, о которых на Западе к середине
70-х
уже никто не вспоминал, в
советских морозах
Громадная волна молодежных субкультур пришла с «перестройкой». Тема «неформалов» (так, если помните, назывались молодежные культуры) стала в определенный момент модной среди комсомольской прессы и советских деятелей искусства почти молодежного возраста. Большинство субкультур конца 80-х уже никто не помнит, остались разве что довольно стойкие «панки», которые до сих пор не собираются вымирать, как, например, уже сделали наконец-то хиппи. Надо отметить такое довольно стойкое явление молодежной культуры, как дворовая субкультура. Она несла в себе не такой культурный потенциал, как другие, но, несмотря на это, тоже очень интересна. Носители этих субкультур держали в страхе целые города, как правило, индустриальные центры и спальные районы. Сейчас эта субкультура выродилась в чисто уголовную культуру «бригад» и «понятий».
Во второй половине 90-х ситуация в украинской молодежной культуре весьма интересна. Существует и набирает обороты украинский вариант молодежной массовой культуры. Например, за Александром Пономаревым уже бегают толпы девочек-фанаток. Очень интересна субкультура украиноязычной интеллектуальной молодежи, к сожалению, немногочисленная. Ее представители довольно активны, стараются реализовать себя в искусстве и науке. Эта субкультура концентрируется в Киеве и Западной Украине. Она появилась из-за еще непреодоленной маргинальности украинского языка в обыденной жизни, поэтому украиноязычность и является ее стержнем и причиной относительной сплоченности.
Последние два года крупные украинские города переживают «рейв-экспансию», завезенную из Москвы. Основой этой субкультуры является отдельное направление в современной музыке, которое называют «рейвом». Знатоки выделяют несколько разновидностей «рейва»: «гоа-транс», «джангл», «рейв-хардкор» и т.д. Эта субкультура демонстративно направлена на отдых, на танец, на уход в «другие сферы». Пока в рейверах ходит, как правило, «золотая молодежь», имеющая деньги, так как рейв-вечеринки достаточно дорогой вид отдыха. «Рейв-культура» имеет и свой собственный наркотик - экстази, не всегда, но достаточно часто появляющийся на рейв-дискотеках. Отдельными энтузиастами уже создаются рейв-кино, рейв-литература и рейв-живопись. Эта субкультура имеет неплохие перспективы в Украине из-за того, что является, очевидно, выгодным вложением капитала, пропагандируется сейчас как «супермодная» и «суперновая» и позволяет сравнительно многим молодым людям ярко провести свое свободное время.
В отличие от рейв-культуры, которая способна приносить прибыль уже сейчас, другие маргинальные субкультуры не способны подкрепить свое существование более-менее эффективной инфраструктурой. Попытки создать хорошие рок-клубы до последнего времени были обречены на неудачу, да и сейчас немногочисленные рок-клубы либо недоступны для большинства молодежи, либо не ведут активной деятельности. Субкультуры до сих пор продолжают концентрироваться по редким недорогим кафе, квартирам, подвалам и мастерским. Полуподпольная активность молодежи обуславливает увеличение опийной наркотической субкультуры. Наркотики являются частью многих молодежных субкультур, но эта кардинально отличается от них тем, что потребление опийных наркотиков от «ширки» до героина является стержнем этой субкультуры и главным фактором сплоченности. Эта субкультура очень активно развивается на юге, востоке и в центре Украины и за последний год - в Киеве. В этой субкультуре существует свой «сленг», свои довольно мощные мифы и высокий уровень самосознания. Ее носителями сегодня становятся, как правило, подростки из семей и очень обеспеченных, и бедных. Исследователи связывают ее существование и быстрое распространение с отсутствием перспектив для молодого человека в современном обществе и невозможностью полноценно провести свое свободное время, не затрачивая больших денег. Кроме того, существующая доминирующая культура, в частности реклама как основа этой культуры, выступает мощным стрессогенным фактором, особенно для подростка. Явление, хорошо исследованное в западной социологии и социальной психологии, когда одобряемые массовой культурой ценности и цели очень трудно достигнуть с помощью общественно одобряемых методов.
Информация о работе Неформальные организации-условия их формирования