Общение как условие педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Теоретическая часть. …….. 5
1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5
1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8
1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения.…………………………………………. 14
1.5 Барьеры педагогического общения.
2 Практическая часть …….. 17
2.1 Модели педагогического общения………….. 17
2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20
2.3 Анализ вза¬имосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз¬действий.. ………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………. 31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 74.41 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 3

1 Теоретическая часть.  …….. 5

1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5

1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8

1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11

1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения.…………………………………………. 14

1.5 Барьеры педагогического общения.

 

2 Практическая часть …….. 17

2.1 Модели педагогического общения………….. 17

2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20

2.3 Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.. ………………………………………… 23

Заключение……………………………………………………………….. 29

Список использованной литературы……………………………………. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Введение

Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.

Сегодня педагогическая наука доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать  положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать в нем. А то или иное отношение формируется  через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и общении.

 

Общение является чрезвычайно сложным и емким  понятием. Часто оно трактуется как  взаимодействие двух и более людей  с целью установления и поддержания  межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 
Человеческое  общение может рассматриваться  не только как акт осознанного, рационально  оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного  эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение  может варьировать от высоких  уровней духовного взаимопроникновения  партнеров до самых свернутых  и фрагментарных контактов.

Общение является достаточно многогранным явлением . Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Педагогическая система  может успешно функционировать  и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической  чертой понятия «педагогические  условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

В. И. Андреев считает, что  педагогические условия — это  «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного  отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а  также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических  целей».

 

 

Поэтому актуальна тема исследования «Общение как условие педагогической деятельности».

Объект исследования - педагогическое общение.

Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.

Цель исследования: проанализировать общение как условие педагогической деятельности.

Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы  педагогического общения;

2. Осуществить анализ применения  моделей педагогического общения;

3. Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.

Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы.

Методологическую основу составляют психолого-педагогические положения о взаимосвязи педагога и обучающихся; работы о аспектах педагогического общения Аверина В.А., Андреевой Г.М., Белухина Д.А., Бодалева А.А., Ерастова Н.П., Ершова П.М., Золотняковой А.С., Кагана М.С., Кан-Калик В.А., Курганова С. Ю, Леонтьева А.А, Макаренко А. С., Митиной Л.М., Реан А.А, Коломинского Я.Л., Изарда К.Е., Кона И.С., Немова Р.С., Спиноза Б.О., Кондратьева С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие педагогического  общения

 
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная  система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию  взаимоотношений с помощью коммуникативных  средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения  порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений  педагога с воспитуемыми и выступает  как средство решения учебных  задач.

Исследования в  области педагогической психологии показывают, что значительная часть  педагогических трудностей обусловлена  не столько недостатками научной  и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического  общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического  мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

У педагогов с  центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано  с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит  от уровня развития коммуникативных  умений педагога, его способности  к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Один  из критериев продуктивного педагогического  общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Проблема  эффективности общения приобрела  в последнее время большое  значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь  играет стиль общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции и стили  педагогического общения

 
В соответствии с центральным  назначением педагогического воздействия  общение выполняет три функции.

Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.

Вторая функция - "соучастие" ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий. одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы "навязывает" ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.

Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!" Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя получилось!" Девочка в первый раз испекла блины - вся семья в восторге, ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".

Разве можно представить  себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически - нет! Практически - да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком, поэтому  он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с болью  говорит: "А знаете, меня первый раз  на уроке назвали по имени, а не по фамилии!" Спросим себя: как  же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая  девочка?

А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные и веселые первого сентября, уже  через месяц не хотят идти в  школу? Не потому ли, что не реализуются  эти три функции в педагогическом общении с детьми?

 

 

 

Стили педагогического  общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности  социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле общения находят  выражение:

-особенности коммуникативных возможностей учителя;

-сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

-творческая индивидуальность педагога;

-особенности ученического коллектива.

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с  детьми - категория социально и  нравственно насыщенная. Она воплощает  в себе социально-этические установки  общества и воспитателя как его  представителя.

Информация о работе Общение как условие педагогической деятельности