Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Теоретическая часть. …….. 5
1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5
1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8
1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения.…………………………………………. 14
1.5 Барьеры педагогического общения.
2 Практическая часть …….. 17
2.1 Модели педагогического общения………….. 17
2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20
2.3 Анализ вза¬имосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз¬действий.. ………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………. 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретическая часть. …….. 5
1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5
1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8
1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11
1.5 Барьеры педагогического
2 Практическая часть …….. 17
2.1 Модели педагогического общения………….. 17
2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20
2.3 Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.. ………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………. 31
Теоретическая часть
Введение
Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Сегодня педагогическая наука доказала:
для того чтобы воспитание было эффективным,
у ребенка необходимо вызвать
положительное отношение к
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Человеческое
общение может рассматриваться
не только как акт осознанного, рационально
оформленного речевого обмена информацией,
но и в качестве непосредственного
эмоционального контакта между людьми.
Оно многообразно как по содержанию,
так и по форме проявления. Общение
может варьировать от высоких
уровней духовного
Общение является достаточно многогранным явлением . Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».
Поэтому актуальна тема исследования «Общение как условие педагогической деятельности».
Объект исследования - педагогическое общение.
Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.
Цель исследования: проанализировать общение как условие педагогической деятельности.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения
моделей педагогического
3. Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.
Методами исследования послужил
Методологическую основу состав
1.1 Понятие педагогического общения
Педагогическое общение
- система ограниченного
Педагогическое общение
в обучении и воспитании служит инструментом
воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение - целостная
система (приемы и навыки) социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых,
содержащая в себе обмен информацией,
воспитательные воздействия и организацию
взаимоотношений с помощью
Исследования в
области педагогической психологии
показывают, что значительная часть
педагогических трудностей обусловлена
не столько недостатками научной
и методической подготовки преподавателей,
сколько деформацией сферы
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.
У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Один
из критериев продуктивного
Проблема
эффективности общения
В число наиболее сложных
задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного
1.2 Функции и стили педагогического общения
В соответствии с центральным
назначением педагогического
Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.
Вторая функция - "соучастие" ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий. одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы "навязывает" ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!" Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя получилось!" Девочка в первый раз испекла блины - вся семья в восторге, ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".
Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически - нет! Практически - да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком, поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с болью говорит: "А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!" Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?
А задумываемся ли мы, почему
первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные
и веселые первого сентября, уже
через месяц не хотят идти в
школу? Не потому ли, что не реализуются
эти три функции в
Стили педагогического общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
-особенности коммуникативных возможностей учителя;
-сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
-творческая индивидуальность педагога;
-особенности ученического коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
Информация о работе Общение как условие педагогической деятельности