Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Теоретическая часть. …….. 5
1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5
1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8
1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения.…………………………………………. 14
1.5 Барьеры педагогического общения.
2 Практическая часть …….. 17
2.1 Модели педагогического общения………….. 17
2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20
2.3 Анализ вза¬имосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз¬действий.. ………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………. 31
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль выражается
в том, что преподаватель значительно
чаще своих коллег прибегает к
приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных
выпадов в адрес одних членов
группы и неаргументированное
Кроме того, авторитарный лидер,
как правило, субъективно оценивает
успехи своих подопечных, высказывая
замечания не столько по поводу самой
работы, сколько относительно личности
исполнителя. При автократическом
стиле руководства учитель
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3. Демократический
Что касается демократического
стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность.
При этом главной особенностью демократического
стиля оказывается то, что группа
принимает активное участие в
обсуждении всего хода предстоящей
работы и ее организации. В результате
у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы
возрастают общительность и
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство
высокого профессионализма педагога и
его этических установок. Ведь увлеченность
совместным с учащимися творческим
поиском - результат не только коммуникативной
деятельности учителя, но в большей
степени его отношения к
Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С. Макаренко отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".
Подчеркивая плодотворность
такого стиля взаимоотношений педагога
и воспитанников и его
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение - устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в
основном, для молодых учителей и
связанное с неумением
А.С. Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. не должно быть в нашей жизни.
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред. ."
Общение-заигрывание, как
показывают наблюдения, возникает в
результате: а) непонимания педагогом
стоящих перед ним
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
1.3 Качества личности педагога, важные для общения.
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
-показатели коммуникативного плана;
-показатели индивидуально-личностного плана;
-показатели общего социально-психологического плана;
-показатели морально-этического плана
Среди показателей личностного
плана наибольшее значение имеют
коммуникативные склонности, способности,
знания, умения, навыки общения и
др. Безусловно, на результативность педагогического
общения оказывают влияние
В некоторых исследованиях
отмечается связь эффективного познания
личности учащегося с индивидуально-
-фасцинация (основа обаяния);
-прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
-импровизационный ум;
-эмпатия (способность поставить себя на место другого);
-доброжелательность;
-аутентичность (умение быть собой);
-инициативность в общении;
-непосредственность;
-принятие своих и чужих без страха;
Информация о работе Общение как условие педагогической деятельности