Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Теоретическая часть. …….. 5
1.1 Понятие педагогического общения. ………….. 5
1.2 Функции и стили педагогического общения.…………………………………… 8
1.3 Качества личности педагога, важные для общения. …………. 11
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения.…………………………………………. 14
1.5 Барьеры педагогического общения.
2 Практическая часть …….. 17
2.1 Модели педагогического общения………….. 17
2.2 Особенности педагогического общения в вузе.…………... 20
2.3 Анализ вза¬имосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воз¬действий.. ………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы……………………………………. 31
-стремление к самопознанию.
Каждый из
названных компонентов в
Перцептивный
компонент педагогического
общения опосредован своеобразием ролей
участников диалога. В педагогическом
процессе осуществляется формирование
личности учащегося, которое проходит
ряд последовательных этапов, предшествующих
оформлению зрелого сознания и мировоззрения. На ранних этапах
этого процесса педагог обладает рядом
изначальных преимуществ, т.к. он является
носителем сформировавшейся личности,
а также обладает сложившимися представлениями
о целях и механизмах формирования личности
воспитанников. Особенности личности
педагога, его индивидуально-психологические
и профессиональные качества выступают
важным условием, определяющим характер
диалога. К необходимым профессиональным
качествам педагога относится его умение
отмечать и адекватно оценивать индивидуальные
особенности детей, их интересы, склонности,
настроения. Лишь выстраиваемый с учётом
этих особенностей педагогический процесс
может быть эффективным.
Коммуникативный
компонент педагогического
общения также во многом обусловлен характером
взаимоотношения ролей участников диалога.
На ранних этапах педагогического взаимодействия
ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом
равноправного участника обмена информацией,
т.к. не имеет достаточных для этого знаний.
Педагог выступает носителем человеческого
опыта, который воплощён в заложенных
в образовательную программу знаниях.
Это, однако, не означает, что педагогическая
коммуникация даже на ранних этапах является
односторонним процессом. В современных
условиях оказывается недостаточным простое
сообщение ученикам информации. Необходимо
активизировать их собственные усилия
по усвоению знаний. Особую важность при
этом приобретают т.н. активные методы
обучения, стимулирующие самостоятельное
нахождение учащимися необходимой информации
и её последующее использование применительно
к разнообразным условиям. По мере овладения
всё большим массивом данных и формирования
способности оперировать ими, учащийся
становится равноправным участником учебного
диалога, вносящим значительный вклад
в коммуникативный обмен.
1.5 Барьеры педагогического общения.
В процессе общения между учителем
и учащимся стоит задача не только и не
столько передать информацию, сколько
добиться ее адекватного понимания
последним. То есть в межличностной коммуникации как
особая проблема выступает интерпретация
сообщения, поступившего от учителя ученику
и наоборот. Во-первых, форма и содержание
сообщения существенно зависят от личностных
особенностей как учителя, так и ученика,
их представлений друг о друге и отношений
между ними, всей ситуации, в которой происходит
общение. Во-вторых, переданное учителем
учебное сообщение не остается неизменным:
оно трансформируется, изменяется под
влиянием индвидуально-типологических
особенностей ученика, отношения его к
учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность
восприятия учебной информации? Можно
назвать ряд причин, важнейшей из которых
является наличие или отсутствие в процессе
коммуникативных барьеров. В самом общем
смысле коммуникативный барьер -
это психологическое препятствие на пути
адекватной передачи учебной информации
между участниками педагогического процесса.
В случае возникновения барьера учебная
информация искажается или теряет изначальный
смысл.
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
-личностные;
-социально-психологические;
-физические
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
-стереотипы мышления;
-предвзятость;
-неправильное отношение друг к другу;
-отсутствие внимания и интереса к другому;
-пренебрежение фактами.
Стереотипы
представляют собой устойчивое, упрощенное
мнение о людях (учителях, учениках)
и ситуациях. Они возникают в
педагогическом процессе двояким образом:
смысл информации может быть искажен
а) стереотипом говорящего; б) стереотипным
мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления
между учителем и учеником возникают в
результате снижения уровня самокритичности
и подъема самооценки (как правило, не
всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом
общении проявляется в следующем:
1. Ложные стереотипы,
относящиеся к восприятию человека по
внешним данным. (Этот - в очках, значит,
умный, этот - спортивный на вид, значит,
неумный и т.д.) Установка на внешность
экономит педагогические усилия, связанные
с познанием учеников, но часто приводит
к заблуждениям, которые в конечном счете
выливаются в педагогические просчеты.
2. Приписывание
достоинств или недостатков человеку
исходя только из его социального статуса.
В этом случае ученик или студент оказываются
не в лучшем положении: их социальный статус
ниже статуса педагога.
3. Субъективизм,
штампы, трафареты, предварительная информация,
которую педагог получает об учащемся
(или другом педагоге). Следуя им, педагог
встает на ложный путь педагогического
общения или оказывается вообще вне его.
Необходимо проверять всякую информацию
и проводить переоценку предварительных
установок, чтобы познать истинного человека,
его плюсы и минусы и строить общение с
ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый
человек в чем-то лучше другого.
Общение - это совокупность
связей и взаимовлияния людей, складывающаяся
в их совместной деятельности. Оно предполагает
некоторый результат - изменение поведения
и деятельности других людей. Каждый человек
выполняет определенную роль в обществе.
Множественность ролевых позиций нередко
порождает их столкновение - ролевые конфликты.
В некоторых ситуациях обнаруживается
антагонизм позиций, отражающий наличие
взаимоисключающих ценностей, задач и
целей, что иногда приводит к межличностным
конфликтам.
Практическая часть
2.1 Модели педагогического общения.
1. Модель диктаторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой - либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
3. Модель дифференцированного
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.
6. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
8. Модель активного
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
1.учебно-дисциплинарную;
2. личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль, где:
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика общения: диктат или опека.
Личностная позиция: удовлетвор
Традиционно обучение и воспитание рассматривались
как односторонне направленные процессы,
механизмом которых являлась трансляция
учебной информации от её носителя - педагога
к получателю - учащемуся. Педагогический
процесс, построенный на основе таких
представлений, в современных условиях
демонстрирует низкую эффективность.
Учащийся как пассивный участник этого
процесса оказывается способен лишь усвоить
(по сути, запомнить) ту ограниченную информацию,
которая предоставляется ему в готовом
виде. У него не формируется способность
самостоятельно овладевать новой информацией,
использовать её в нестандартных условиях
и сочетаниях, находить новые данные на
основе уже усвоенных. Односторонне направленный
учебно-воспитательный процесс практически
не достигает основной цели образования
- становления зрелой, самостоятельной,
ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся
условиях современного мира. Личность
под влиянием авторитарного директивного
воздействия приобретает черты зависимости, конформности.
2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Личностная позиция педагога: и
В связи с этим, в современной
науке и практике все большее
признание приобретает
2.2 Особенности педагогического общения в вузе
Вуз отличается от школы
содержанием обучения и воспитания,
изменением их форм. Основная функция
вуза - формирование личности специалиста.
И этой цели должно быть подчинено
общение преподавателей и студентов.
Система вузовского педагогического
общения в звене "преподаватель
- студент" качественно отличается
от школьного самим фактом их приобщенности
к общей профессии, а это в значительной
мере способствует снятию возрастного
барьера, мешающего плодотворной совместной
деятельности.
В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
-взаимоотношения ведомый - ведущий;
-взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Пример: Лекция: преподаватель читает новый материал, который студент не знал, в данной ситуации студент вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.
Основные требования к отношениям "преподаватель - студент", "студент - студент" можно сформулировать следующим образом:
-взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
-формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
Информация о работе Общение как условие педагогической деятельности