Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентн.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Важно грамотно построить  свою работу. Тренеру следует разделить  процесс осуществления работы с  лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе важно:

1) провести серию наблюдений  за общением и результативностью лидера, чтобы выяснить, в каких именно ситуациях его поведение является нежелательным, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены негативные реакции спортсмена;

2) выявить внутреннюю  психологическую картину конфликтов  через индивидуальные беседы со всеми участниками совместной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и поведения партнёров;

3) попытаться проанализировать  поведение лидера и совместно  с ним выяснить: как он понимает  своё поведение, какую роль  он отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.

На основном этапе следует:

1) составить конкретную программу  действий и поведения лидера  в изученных ситуациях (ориентируясь  на контакт с определёнными  партнёрами);

2) разъяснить лидеру цель и  содержание предполагаемых изменений  в его поведении и действиях;

3) организовать обучение лидера, правилами эффективного общения,  формируя его способность более  чутко реагировать на состояние  партнёров по спортивной деятельности, понимать их;

4) реализовать программу.

На заключительном этапе необходимо:

1) наблюдать за общением и  результативностью деятельности  лидера, чтобы своевременно выявлять  недостатки в проведённой работе;

2) выявить, какие изменения происходят  в отношениях между спортсменами и в результативности их совместной деятельности через собственные наблюдения и беседы со всеми участниками деятельности;

3) проанализировать реальные изменения  во взаимоотношениях в группе, в деятельности спортсменов, в  поведении лидера, пытаясь совместно с ним выяснить его понимание сути проведённых изменений и реальных результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;

4) внести необходимые корректировки  в план дальнейшей работы, в  действия и поведения лидера.

 

1.4. Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации

 

Общение в последнее  время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у футболистов коммуникативной компетентности имеет большую значимость.

В спорте, за исключением  отдельных исследований, вопросы  формирования профессиональной коммуникативной компетентности спортсмена-футболиста практически не рассматривались.

    Перед спортивной  группой как формальной организацией  с момента ее возникновения  стоят конкретные и четкие  задачи, на выполнение которых  нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера  и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые  контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений.

В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.

Непосредственное межличностное  общение можно характеризовать  как внешнее и внутреннее.

Внешнее межличностное  общение - это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).

Внутреннюю сторону  общения составляют:

· особенности субъективного  восприятия партнерами ситуации общения;

· эмоциональные переживания  в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;

· мотивы и цели контактирования;

· психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).

Важно отметить, что общение  в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно(обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.

Оно осуществляется с  помощью речевых и неречевых средств.

Основными функциями  общения в спорте являются:

1) функция социально-психологического  отражения (общение возникает  как результат и как форма  объективированного, сознательного  отражения партнерами особенностей  протекания взаимодействия);

2) регулятивная функция(в  процессе общения осуществляется  непосредственное или опосредованное  воздействие (влияние) партнеров  друг на друга с целью изменения  или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей  восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений);

3) познавательная функция(вследствие  систематических контактов партнеры  приобретают самые разные знания  о самих себе, о партнерах, о  способах деятельности и т.д.);

4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);

5) функция социального  контроля (способы решения двигательных  задач, определенные формы поведения,  эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);

6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.

В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о  средствах, используемых в соревнованиях.

Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.

Среди речевых средств  общения можно выделить следующие:

· произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г)побудить партнера действовать определенным образом;

· краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);

· сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной»и т.п.);

· сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);

· указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его»(о совместных защитных действиях) и т.п.;

· оценка действий своих  или партнера («я был не прав», «молодец»  и т.п.);

· побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.

Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям. В спортивной практике широко используются и неречевые средства:

· жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);

· звуковые сигналы(в  основном для привлечения внимания);

· моторные средства(специфические  средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).

При создании специальных  речевых и неречевых средств  общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:

1) принцип экономичности(следует  использовать лишь необходимые  для взаимодействия сообщения  и излагать их краткo, но емко  по информативности);

2) принцип избыточности(необходимо  обеспечивать точную, надежную передачу  сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).

Направленность общения  представляет собой один из важнейших  параметров характеристики межличностных контактов.

По направленности общение  можно классифицировать следующим  образом:

1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);

2) личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);

3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру  или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому  человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).

Важно выделить понятие  содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения  может позволить тренеру лучше  организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.

Существуют специально разработанные схемы анализа  общения в спортивной деятельности. К ним относятся:

· подробная запись того, что говорят спортсмены при решении  определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;

· запись по специальной  форме информации о том, насколько  часто партнеры обмениваются обращениями  определенного содержания с последующей  обработкой материалов наблюдения.

Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.

Составление профиля  общения делит обращение спортсменов  на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).

Для ориентирующей категории  характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение  и согласование своих действий с  действиями партнеров.

Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.

Оценочно-экспрессивная  категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов  к собственным действиям и  действиям партнеров. Оценочные  обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).

Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности  общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:

· общение спортсменов  между собой по поводу выполняемых  функций;

· зависимость уровня общения между спортсменами от стажа  их совместной спортивной деятельности;

· зависимость содержания, направленности и используемых средств  от уровня знаний спортсменов друг о друге;

· зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров  от совпадения их представлений о  возможных путях решения тех  или иных двигательных задач;

· зависимость общения  между спортсменами от статусно-ролевых  отношений;

· влияние на общение  уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих  спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.

Информация о работе Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов