Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную компетенцию футболистов высокой квалификации и повышающие успешность выступлений в соревнованиях.
Объект исследования. Деятельность профессионалов спортсменов.
Предмет исследования. Коммуникативная компетентность и ее развитие у профессионалов спортсменов (футболистов высокой квалификации).
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Коммуникативная компетентность профессионалов спортсменов………………………………………………………………11
Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе………………………………………………….11
Специфика игры в футбол и игрового взаимодействия футболистов ……………………………………………………………….24
Особенности межличностных отношений в футбольной команде……………………………………………………………………..33
Коммуникативная компетентность как условие совершенствования профессиональной подготовки футболистов высокой квалификации……………………………………………………………….43
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов…………………………………………..55
2.1. Педагогические условия реализации концепции формирования коммуникативной компетентности………………………………55
2.2. Программно-методическое обеспечение технологии формирования коммуникативной компетентности футболистов высокой квалификации………………………………………………..69
2.3. Результаты внедрения экспериментальной программы………90
Заключение……………………………………………………………102
Литература……………………………………………………………105
Приложение…………………………………………………………..119
Важно грамотно построить свою работу. Тренеру следует разделить процесс осуществления работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе важно:
1) провести серию наблюдений
за общением и
2) выявить внутреннюю
психологическую картину
3) попытаться проанализировать поведение лидера и совместно с ним выяснить: как он понимает своё поведение, какую роль он отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.
На основном этапе следует:
1) составить конкретную
2) разъяснить лидеру цель и
содержание предполагаемых
3) организовать обучение лидера,
правилами эффективного
4) реализовать программу.
На заключительном этапе необходимо:
1) наблюдать за общением и
результативностью
2) выявить, какие изменения
3) проанализировать реальные
4) внести необходимые
Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.
Профессиональная деятельность
специалиста в области
В спорте, за исключением отдельных исследований, вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетентности спортсмена-футболиста практически не рассматривались.
Перед спортивной
группой как формальной
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений.
В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.
Непосредственное
Внешнее межличностное общение - это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).
Внутреннюю сторону общения составляют:
· особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
· эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
· мотивы и цели контактирования;
· психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).
Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно(обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.
Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.
Основными функциями общения в спорте являются:
1) функция социально-
2) регулятивная функция(в
процессе общения
3) познавательная функция(
4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);
5) функция социального
контроля (способы решения двигательных
задач, определенные формы
6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.
В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.
Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.
Среди речевых средств общения можно выделить следующие:
· произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г)побудить партнера действовать определенным образом;
· краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
· сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной»и т.п.);
· сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
· указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его»(о совместных защитных действиях) и т.п.;
· оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
· побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям. В спортивной практике широко используются и неречевые средства:
· жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
· звуковые сигналы(в основном для привлечения внимания);
· моторные средства(специфические
средства общения в деятельности,
требующие перемещения
При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:
1) принцип экономичности(следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их краткo, но емко по информативности);
2) принцип избыточности(
Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.
По направленности общение можно классифицировать следующим образом:
1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
2) личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
3) подтекстовая ориентация
(обращение к конкретному
Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.
Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:
· подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
· запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.
Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.
Составление профиля
общения делит обращение
Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.
Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.
Оценочно-экспрессивная
категория связана с
Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:
· общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
· зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
· зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
· зависимость особенностей
общения взаимодействующих
· зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
· влияние на общение
уровня технико-тактической и