Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 03:24, реферат
Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.
1 Педагогическое мастерство и его значение
1.1. Особенности педагогического мастерства
1.2. Пути формирования педагогического мастерства
Список литературы
1. Педагогическое мастерство и его значение
1.1. Особенности педагогического мастерства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гаранина Кристина Игоревна
«Педагогическое мастерство и пути его формирования».
Направление подготовки: «Педагогическое образование» (Начальное образование)
Реферат
Комсомольск-на-Амуре,
2012
Содержание
1 Педагогическое мастерство и его значение
1.1. Особенности педагогического
мастерства
1.2. Пути формирования педагогического мастерства
Список литературы
1. Педагогическое мастерство и его значение
1.1. Особенности педагогического мастерства
1.Педагогическое
мастерство и его значение
Педагогическое мастерство
— это высокий уровень
В одну из них можно отнести:
1. Знания основ марксистско-
2. Знания по своему предмету;
- психологические знания
(знания сути и условий
-педагогические знания (знания
целей, законов,
В третьем номере «Вестника высшей школы» за 1974 г. была помещена статья М. В. Потоцкого «О психологических основах математического курса», в которой он пишет, что умение преподавателя пользоваться знаниями психологии становится проблемой номер один вузовского обучения. Естественно, психология должна выступать не вместо математики, а в помощь ей. Знакомство математика с характером мышления студента, с возможностями его памяти и т. д. поможет понять, какой способ изложения окажется для студента более приемлемым, какой уровень требований будет ему доступен, какие разъяснения ему дать, какие примеры привести, чем заинтересовать и т. д., т. е. это позволит выбрать из многих путей изложения математики наилучший. Другую группу знаний составляют:
- знания по вопросам
теории управления и
- знания по смежным
научным дисциплинам (для
- знания основных достижений науки и техники, литературы и искусства.
Первая группа знаний
необходима в постоянной
«Мастер педагогического дела,— пишет В. А. Сухомлинский,— настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Навыки преподавателя
— это автоматизированные компоненты
его педагогической деятельности, действия;
достигшие высокой степени
Важнейшими навыками преподавателя являются:
- навыки изучения студентов,
их деятельности, состояний и
качеств, взаимоотношений в
- навыки подготовки и
проведения различных форм
- речевые навыки (построение
фраз, свободное использование
- навыки управления
- навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).
Навыки преподавателя
— это одно из условий его творчества.
При недостатке навыков, например, у
начинающих преподавателей во время
выступлений может возникать
психическая напряженность, скованность
или неупорядоченная
К числу основных умений преподавателя следует отнести следующие:
-умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда
-умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;
- умение управлять умственной
деятельностью студентов,
- умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и другие.
Преподавателю приходится оказываться в сложных ситуациях и решать на занятиях нелегкие педагогические вопросы. Возникают они неожиданно, и от того, как быстро они будут решены, зависит очень многое.
Как-то раз молодой
преподаватель в начале
После занятия преподаватель поделился с коллегами своими впечатлениями. Один из них сразу сказал, что отчитал бы студентку как следует. Неизвестно, чем бы это кончилось, возразил другой, такая студентка в долгу бы не осталась, и добавил, что он разрешил бы ей стоять, но обратил бы ее внимание, что, стоя у стола, она будет заслонять доску, а вот если отойдет к стенке или пройдет в угол, то там она никому мешать не будет и может стоять сколько угодно. Третий выразил недовольство тем, что осуждают только студентку: преподаватель, по его мнению, сам создал условия для срыва, раздав контрольные работы в начале занятия, а не в конце; кроме того, своим предыдущим поведением он, очевидно, дал повод к такой выходке.Этот пример является иллюстрацией различных путей решения педагогической задачи. Знания, навыки, умения преподавателя составляют систему и проявляются в зависимости от его индивидуальных особенностей. Причем эта зависимость настолько велика, что качества и черты личности могут определять уровень мастерства. В чем конкретнее обнаруживается эта зависимость?
Прежде всего в том, что без коммунистической направленности, марксистско-ленинского мировоззрения преподавателя немыслим его успех как воспитателя, учителя, наставника. Интересно вспомнить, что А. В. Луначарский в 1919 г. говорил, что он не представляет себе педагога, который бы не был социалистом. Мастерство достижимо только при положительной мотивации деятельности преподавателя: интерес, чувство ответственности и др. Большое значение имеют такие черты характера, как самостоятельность, организованность, честность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.
Мастерство невозможно без способностей диалектически обрабатывать учебный материал, вносить в учебную работу что-то необычное, новое, интересное, доступно и выразительно объяснять и излагать учебные вопросы, адекватно педагогической цели пользоваться экспрессией, правильно воспринимать и оценивать поведение учащихся, уметь убеждать, внушать и требовать. А. М. Данченко показал в своем исследовании педагогических способностей, что педагогу для успеха нужны: педагогическое воображение, мышление, такт, требовательность, чуткость, самокритичность.Как связаны между собой уровень мастерства и темперамент преподавателя?Исследования советских психологов позволяют утверждать, что темперамент влияет на способы, стиль деятельности педагога, но это не является препятствием для достижения им мастерства 30. Другими словами, преподаватели с разными темпераментами могут стать мастерами педагогического труда.Таким образом, педагогическое мастерство — это своеобразное выражение не только знаний, навыков, умений, но и развитых в соответствии с требованиями профессии психологических процессов, состояний и свойств личности.Следует особо выделить и несколько подробнее охарактеризовать такую существенную часть педагогического мастерства, какой является владение педагогической техникой и педагогическим тактом.
Педагогическая техника
— это совокупность способов
и приемов, повышающих
Речь преподавателя должна отличаться четкостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Слишком громкая, крикливая речь не способствует мобилизации внимания учащихся, студенты начинают вести посторонние разговоры, вообще внимание их больше отвлекается.
Негромкая речь создает более деловую обстановку, заставляет студентов лучше слушать преподавателя. Кроме того, она дает возможность в отдельных случаях повышать тон, и получающийся контраст привлекает внимание учащихся. Такая речь дает богатую возможность различных интонаций, что делает ее более выразительной.
Индивидуальные границы выносливости голоса весьма различны. Некоторые лица выдерживают без утомления разговор в течение многих часов ежедневно. У других через 2—3 часа непрерывного разговора появляется охриплость, болевые ощущения в области горла и спазмы. Причиной этого может являться врожденная неполноценность органов речи или общее ослабление организма. Но нельзя думать, что голос преподавателя остается неизменным, что его нельзя тренировать и развивать. Задача каждого преподавателя состоит в тренировке голоса, правильной постановке его.Большое значение педагогической технике придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего не хочет».Педагогический такт преподавателя — это целесообразность его действий и поступков во взаимоотношениях со студентами. Проявляется он в правильном подходе к аудитории, к отдельным студентам, в умелом учете их состояния, в соблюдении меры требовательности. Такт несовместим с высокомерием, барством, зазнайством, черствостью, формализмом, недоброжелательностью. Для педагогического такта нужны гуманизм, уважение другого, чуткость, справедливость, оптимизм, естественность, искренность, внимательное отношение к студентам.К. Д. Ушинский говорил, что педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.
Информация о работе Педагогическое мастерство и пути его формирования