Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Рассмотренные в данной работе проблемы сущности и формирования педагогического мастерства еще раз подтверждает актуальность этой темы для повышения эффективности обучения.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы мастерства преподавателя.
1.1 Сущность педагогического мастерства преподавателя.
1.2 Мастерство – сочетание теории и практики.
1.3Личность преподавателя как составляющая его педагогического мастерства.
Глава 2. Особенности педагогического мастерства преподавателя экономических наук.
2.1 Анализ состояния проблемы формирования педагогического мастерства, преподавателей экономических дисциплин.
2.2 Особенность педагогического мастерства преподавателей Экономики в КЭИ КНЭУ.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателя экономических дисциплин.
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В. ГЕТЬМАНА»
КАФЕДРА Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методика преподавания экономики»
на тему:
«Педагогическое мастерство преподавателя»
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка ІІІ курса
Группы ЭП-31(ДФО)
Малышева В. К.
Научный руководитель:
Косинска я Е.А.
г. Симферополь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы мастерства преподавателя.
1.1 Сущность педагогического мастерства преподавателя.
1.2 Мастерство – сочетание теории и практики.
1.3Личность преподавателя как составляющая его педагогического мастерства.
Глава 2. Особенности педагогического мастерства преподавателя экономических наук.
2.1 Анализ состояния проблемы формирования педагогического мастерства, преподавателей экономических дисциплин.
2.2 Особенность педагогического
мастерства преподавателей
Глава 3. Рекомендации по
совершенствованию педагогическ
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В современном обществе формируются критерии оценки эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности, наметился переход от знаний к личностной парадигме. Мастерство проявляется в деятельности. Оно определяется как "высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов ", или же как "высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения" , или как "синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств преподавателя." Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности преподавателя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески. Именно по этой причине мы рассматриваем вопросы педагогического мастерства в управлении в учебно-воспитательном процессе. Объектом исследования выступает педагогическая деятельность. Предметом исследования является мастерство преподавателя в управлении учебно-воспитательным процессом. В качестве цели исследовательской работы нами определено изучение и раскрытие сущности педагогического мастерства в управлении учебно-воспитательным процессом, пути становления и формирования профессиональных качеств. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по сущности и формированию педагогического мастерства.
2. Изучить особенности педагогического мастерства преподавателя экономических наук.
3. На основе анализа психолого-педагогической литературы показать зависимость эффективного решения педагогической задачи от высокого уровня педагогического мастерства преподавателя. При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы: метод изучения информационных источников; наблюдения; сравнения; метод анкетирования В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о влиянии стиля педагогической деятельности личности на процесс формирования у студентов педагогической умелости как начальной ступени профессионализма преподавателя. Базой нашего исследования являлся Крымский экономический институт «Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана»
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.1 Сущность педагогического мастерства преподавателя.
Педагогическое мастерство
- это высший уровень педагогической
деятельности, проявляющийся в том,
что в отведенное время педагог
достигает оптимальных
К свойствам личности педагога относятся:
1) гуманистическая
направленность деятельности пр
2) профессиональные знания;
3) педагогические способности;
4) педагогическая техника.
1. Гуманистическая
а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога;
б) на учащийся коллектив;
в) на средства педагогического воздействия;
г) на цели педагогической
деятельности – гуманистическая
стратегия, творческое преобразование
средств и объекта
2. Профессиональные знания.
Содержание профессиональных
3. Педагогические способности.
Выделяют шесть ведущих
- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;
- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия,
педагогическая интуиция;
- динамизм личности
– способность к волевому
- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;
- оптимистическое
- креативность – способность к творчеству.
4. Педагогическая техника – это форма организации поведения преподавателя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:
1. Внешнее поведение преподавателя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.
2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.
3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.
4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.
5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.
6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).
Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.
Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования
и самопознания.
Критериями педагогического мастерства являются:
- целесообразность (по направленности);
- продуктивность (по результату - уровню знаний, воспитанности
школьников); оптимальность (в выборе средств);
- творчество (по содержанию деятельности).
Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.
Существует мнение, что подлинным мастером – преподавателем – может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Преподавателем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство преподавателя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
1.2 МАСТЕРСТВО – СОЧИТАНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Установлено, что единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности людей. Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою.
Остановимся на характеристике связи
между теорией и практикой. Эта
связь с практикой может быть п
Обращение к практике как основе знаний и критерию истины совершается и в иной форме — как непрерывное адресование к данным практики, сверка каждого этапа рассуждений с фактическим, из практики почерпнутым материалом в самом ходе теоретического мышления. К данному типу связи и относится педагогика
Мастерство сочетания теории с практикой – это деятельность, которая может быть представлена как система сформулированных задач, при решении последовательно переходящая одна в другую. Это позволяет говорить о, так называемом, моменте взаимодействия, который возникает между теорией и практикой в сознании человека именно в тех случаях, когда в конкретной деятельности человека происходит слияние знаний и деятельности через постановку задач. Если практик самостоятельно формулирует задачу, используя для ее решения данные науки, то это позволяет ему целенаправленно обращаться к науке за помощью. На это указывает Б. М. Бим-Бад: «Мост, соединяющий теоретический берег педагогики с практическим, – специфическое, по преимуществу вероятностное педагогическое мышление. Как в теории, так и на практике, педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, гигиены, профилактики отклонений и терапевтической тактики…Суть педагогического мышления… в том, что все общеобязательные теоретические принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и/или случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется»
Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем теоретического просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном опыте, при этом важны внутренние предпосылки: личностные качества, душевные свойства, опыт общения.
Педагогическая теория и практика
взаимосвязаны и
Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный характер, когда в конкретной деятельности преподавателя происходит слияние знаний и деятельности, и осуществляется в сознании преподавателя в момент постановки задач педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон: объективная – это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.