Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Рассмотренные в данной работе проблемы сущности и формирования педагогического мастерства еще раз подтверждает актуальность этой темы для повышения эффективности обучения.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы мастерства преподавателя.
1.1 Сущность педагогического мастерства преподавателя.
1.2 Мастерство – сочетание теории и практики.
1.3Личность преподавателя как составляющая его педагогического мастерства.
Глава 2. Особенности педагогического мастерства преподавателя экономических наук.
2.1 Анализ состояния проблемы формирования педагогического мастерства, преподавателей экономических дисциплин.
2.2 Особенность педагогического мастерства преподавателей Экономики в КЭИ КНЭУ.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателя экономических дисциплин.
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
По мнению учащихся КЭИ КНЭУ, разработаны некоторые рекомендации, руководствуясь которыми, преподавателю будет легче осуществлять свои контакты со студентами.
Элементы поведения преподавателя со студентами
Преподаватель ДОЛЖЕН |
Преподаватель НЕ ДОЛЖЕН |
1 |
2 |
Быть тактичным: |
Терять контроль над собой: |
1) быть приветливым и вежливым; |
1) проявлять нервозность; |
2) быть требовательным, но справедливым; |
2) «накидываться» на студентов; |
3) быть внимательным, но принципиальным; |
3) превращать контроль в |
4) уметь выслушать собеседника по поводу любой критики; |
4) выпячивать свои заслуги и быть «незаменимым»; |
5) доверять, но проверять; |
5) иметь «сынков» и «пасынков»; |
6) ценить своё время и время студентов; |
6) быть нетерпимым к критике и преследовать за неё; |
7) признавать свои ошибки; |
7) спорить по мелочам; |
8) поощрять студентов в |
8) проявлять растерянность: |
9) критиковать позитивно; |
9) браниться, ругаться, грубить, быть многословным; |
10) выполнять свои обещания, быть точным; |
10) искать «козлов отпущения» за все совершенные ошибки; |
11) уважать мнение студентов, уметь стать на их место; |
11) быть замкнутым и молчаливым; |
12) проявлять к студентам, их заботам и нуждам искренний интерес; |
12) становиться фамильярным; |
13) собираясь делать выговор, начать с похвалы; |
13) разговаривать в повышенном тоне; |
14) первый выговор делать наедине с провинившимся; |
14) обещать, не думая; |
15) держаться со всеми людьми одинаково: ровно, просто, скромно; |
15) делать выговор в присутствии
коллег провинившегося без |
16) иметь терпимость к слабостям людей, |
16) мешать инициативе студента и не мешающим работать; опасаться, что тот окажется более осведомленным в каком-либо вопросе; |
17) похвалить студента даже за небольшое достижение; |
17) говорить о безысходности
и пасовать перед |
18) критиковать именно действия, поступки студента, но не его самого как личность; |
18) откладывать на завтра дела, которые вполне можно сделать сегодня; |
19) учитывать настроение своих студентов; |
19) спешить с критикой, когда
есть возможность осознания |
20) обладать чувством юмора, ценит |
20) критиковать так, что после этого у человека «опускаются руки»; |
21) быть разумным «опекуном» своих студентов; |
21) при разговоре отводить взгляд от собеседника; |
22) держать студентов в курсе общих дел; |
22) допускать пустозвонство и очковтирательство; |
23) помогать развивать |
23) решать принципиальные вопросы в одиночку; |
24) вызывать заинтересованность; |
24) отвергать чужие вкусы и привязанности; |
25) демонстрировать искренне |
25) поощрять подхалимство, лесть, неумеренное восхваление; |
26) решать проблему, ней разобравшись; предварительно в |
26) перекладывать свою вину на плечи других людей, в том числе и на плечи студентов; |
27) действовать так, чтобы |
27) поощрять склонность к |
Поведение преподавателя по отношению к студентам, таким образом, можно выразить следующей формулой: он должен быть тактичным настолько, чтобы не унижать достоинство человека, а это значит, что он не должен терять контроль над собой.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Рассмотрены способы решения проблемы подготовки преподавателей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования.
В связи с увеличением потока информации, ускорением процесса развития науки, изменением техники и технологии происходит определенное «старение» психологической и методической подготовки преподавателя. А это, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей. Также актуальным является обеспечение интеграции педагогических и специальных предметов в практику выпускных квалификационных работ студентов.
В современных условиях, будущему преподавателю профессионального обучения предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно разрабатывать
методику преподавания
- эффективное планирование,
организация и проведение
- самостоятельное решение пробле
- привлечение и активизация учащихся к обучению;
- высокая культура общения;
- готовность к изменениям в экономике и на рынке труда;
- внедрение в учебный
процесс инновационных
- применение теоретических знаний в практике;
- формирование и развитие у учащихся колледжа ответственности по защите окружающей среды и сохранению экологии;
- развитие самостоятельной
и творческой деятельности
- эффективная организация самостоятельной работы учащихся;
- постоянное повышение квалификации.
Выполнение этих требований требует от будущего преподавателя профессионального обучения высокого педагогического мастерства и творческих способностей.
Для реализации вышеперечисленных требований в подготовке преподавателей, важно решение следующих задач:
1.Изучение в высших технически
2.Разработка новых
методов формирования и
3.Формирование потребности
и интереса к постоянному
4.Разработка технологии
проведения занятий,
5.Дифференцированный
подход к обучению студентов
с учётом их личностных
Проведенные автором исследования показывают, что качество и эффективность процесса обучения зависят от правильного проектирования, организации процесса обучения преподавателем и его высокого педагогического мастерства.
По мнению автора, педагогическое мастерство – это проектирование, эффективная организация, управление, контроль, оценка результатов учебного процесса и технология его реализации, а также предвидение проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в педагогическом процессе и методика готовности к их решению.
Педагогическое мастерство
будущего преподавателя
Автором разработана модель процесса организации и реализации обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионолного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные в данной работе проблемы сущности и формирования педагогического мастерства еще раз подтверждает актуальность этой темы для повышения эффективности обучения.
Педагогическое мастерство
- это высший уровень педагогической
деятельности, проявляющийся в том,
что в отведенное время педагог
достигает оптимальных
К свойствам личности педагога относятся:
1) гуманистическая
направленность деятельности пр
2) профессиональные знания;
3) педагогические способности;
4) педагогическая техника.
Мастерство преподавателя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Также установлено, что единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности преподавателя. Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою.
Опыт показывает, что и активностью студентов,
и энергией преподавателей злоупотреблять
не нужно. Только оптимальное использование
всех методов позволяет преподавателю
рационально организовать учебный процесс,
вести студентов от усвоения необходимой
информации к самостоятельному продуктивному
мышлению, воспитывать активную жизненную
позицию и выработать социально-экономический
опыт.
Особенностями методов активной учебы
(то есть методов проблемного типа) в отличие
от традиционных форм информативного
типа учебы заключается в: мобилизации
активности учеников, активности учеников
и преподавателя, самостоятельном творческом
принятии решений учениками. Наиболее
распространенными методическими формами
активизации учебы являются не имитационные
традиционные формы занятий (проблемная
лекция, семинар и тому подобное) и имитационные
формы занятий (анализ конкретных ситуаций,
имитационные упражнения, игровое проектирование,
тренинги, игры и тому подобное).
Для студентов их педагог
выступает ближайшим и
Проведенные исследования показывают, что качество и эффективность процесса обучения зависят от правильного проектирования, организации процесса обучения преподавателем и его высокого педагогического мастерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гессен А. С. Основы педагогики. – М.: Асм, 2004. – 243 с.
2. Ильина Т. А. Педагогика. – : «Школьная пресса», 2005. – 328 с.
3. Подласый И. П. Педагогика. – М.: АСМ, 2006. – 368 с.
4. Смирнов В. И. Общая педагогика. – :Колос, 2002. – 246 с.
5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: АСМ, 2004. – 278 с
6. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. – : АСМ, 2004. – 368 с.
7. Хрипко А. Педагогическое
лингвострановедение: пути
8. Гончаров Н.К. Вопросы педагогики. М., 2003. - 196 с.
9. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: АПН , 2002.-247 с.
10. Гордин Г., Коротов В., Лихачев Б. Лекции по педагогике. Методика педагогического воздействия. М., 2005.
11. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. -М., 2001.
13. Груш М.Д. Система подготовки народных учительниц. Из опыта сибирского педагога К.В.Ельницкого // Из истории подготовки народных учителей. Красноярск, 2003. - с.4-28.
14. Давыдов Ю.С. Высшая школа России: традиции и современность // Вестник ПГЛУ, 2003, №1. С.9-13.
15. Демакова И.Д. Должность или призвание. М.: Просвещение,2009.
16. Джанибекова Э.Х. П.Ф.Каптерев как историк педагогики. Монография / Под ред. В.В.Макаева. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. - 202 с.
17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2003.
18. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки и теория образования. Пг., 2001.-434 с.
19. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 2004. - 138 с.
20. Лидак Л.В. Методологические принципы современной
педагогической антропологии. В сб.: «развитие
личности как стратегия гуманизации образова
21. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 2006.
22. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. М., 2003. —
464 с.
23. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.
24. http://www.dissercat.com
Приложение 1
Сводная таблица критериев и эмпирических индикаторов для психолого-педагогического анализа программ
№ |
Название критерия |
Эмпирические индикаторы критерия |
Методическое обеспечение программы |
Наличие цели и задачей курса, охватывающих проблемы обеспечения безопасности вождения | |
Соответствие целей и задачи курса названию курса | ||
Наличие знаний, умений и навыков в области безопасности вождения, которыми должен обладать слушатель после прохождения курса | ||
Соответствие знаний, умений и навыков целям и задачам курса | ||
Наличие в программе методических указаний для преподавателей | ||
Наличие в программе методических указаний для слушателей | ||
Наличие теоретической части курса | ||
Наличие практической части курса | ||
Наличие поурочного планирования курса | ||
Наличие форм промежуточного контроля знаний слушателей | ||
Наличие форм итогового контроля знаний слушателей | ||
Наличие заданий для самостоятельной работы слушателя | ||
Наличие списка методической, учебной, справочной литературы по курсу | ||
Наличие в списке литературы по психологическим аспектам безопасности вождения | ||
Наличие указаний на Интернет-ресуры | ||
Контент программы |
Охват основных понятий по педагогическим проблемам обеспечения подготовки безопасных водителей (количество и содержательный анализ) | |
Охват основных понятий по психологическим
проблемам обеспечения | ||
Охват основных понятий по проблемам
профессионально- | ||
Основные методы и приемы обучения |
Основной способ теоретического обучения (лекции, лекции с большим объемом иллюстративного материала и т.д.) | |
Наличие методов, способов, приемов, формирующих практические навыки в области обучения водителей | ||
Наличие видеоматериалов в курсе | ||
Кейс-стади | ||
Наличие компьютерных и мультимедийных программ | ||
Методики самодиагностики особенностей своей педагогической деятельности |