Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Рассмотренные в данной работе проблемы сущности и формирования педагогического мастерства еще раз подтверждает актуальность этой темы для повышения эффективности обучения.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы мастерства преподавателя.
1.1 Сущность педагогического мастерства преподавателя.
1.2 Мастерство – сочетание теории и практики.
1.3Личность преподавателя как составляющая его педагогического мастерства.
Глава 2. Особенности педагогического мастерства преподавателя экономических наук.
2.1 Анализ состояния проблемы формирования педагогического мастерства, преподавателей экономических дисциплин.
2.2 Особенность педагогического мастерства преподавателей Экономики в КЭИ КНЭУ.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства преподавателя экономических дисциплин.
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Можно следующим образом охарактеризовать индивидуальный стиль работы преподавателя:
С точки зрения содержательных характеристик. В данный раздел входят: преимущественная ориентация преподавателя, либо на процесс обучения, либо на процесс и результаты обучения, а может лишь на результаты обучения.
Адекватность – неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса.
Оперативность – консервативность в использовании средств и способов
педагогической деятельности. Рефлексивность – интуитивность.
Следующий параметр - динамические характеристики. Это: Гибкость – традиционность. Импульсивность – осторожность. Устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации. Стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся – неустойчивое эмоциональное отношение. Наличие личностной тревожности – отсутствие личностной тревожности. В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – направленность на обстоятельства – направленность на других.
И, наконец, результативные характеристики, а именно: Однородность – неоднородность уровня знаний учащихся, стабильность – неустойчивость у учащихся навыков учения, высокий – средний – низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
Существуют различные виды стилей деятельности преподавателя, наиболее характерными являются следующие четыре стиля:
Эмоционально-импровизационный.
Такой преподаватель преимущественно ориентируется на сам процесс обучения, но недостаточно верно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; он отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения.
Ориентируясь в основном на сильных студентов, старается, чтобы его работа была творческой. Данный преподаватель обычно часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако при всем этом его минусами являются низкая методичность, недостаточное закрепление и повторение учебного материала, практической, отсутствие контроля за знаниями учащихся.
Эмоционально-методический.
В этом случае преподаватель адекватно планирует материал, не упуская его закрепления и запоминания, он включает в свою деятельность повторение и контроль знаний учащихся. Обычно такой преподаватель ориентируется как на результат, так и на процесс обучения. Однако можно сказать, что такой преподаватель более рационален, рефлексивен, но менее интуитивен.
Рассуждающе - импровизированный.
Для такого преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, дает возможность студенту детально оформить ответ.
Рассуждающе-методический.
Такой преподаватель обычно консервативен в средствах и способах своей педагогической деятельности. У него имеется стандартный набор методов обучения, которыми он пользуется. Он осторожен в действиях, рефлексивен.
Выделяются уровни результативной деятельности преподавателя
По результатам каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:
другим то, что знает сам.
В этих показателях
отражаются те положительные изменения, котор
При компетентностном подходе в образовании усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющих компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.
Объектом диагностики выступают педагогические явления, к которым относятся:
1. Взаимодействие участников образовательного процесса,
2. Совместная деятельность,
3. Поведение и отношения субъектов в процессе педагогического взаимодействия,
4. Индивидуально-личностные свойства субъектов.
Субъектами диагностики являются
1. Педагоги,
2. Родительское сообщество,
3. Ученики.
Успешность педагогического вза
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК.
2.1 Анализ состояния
проблемы формирования
Современная психология
и дидактика рассматривают такие аспекты активизации
учебного процесса: психолого-педагогические
основы активности учеников в учебном
процессе; методы и формы активизации
учебы; особенности проблемной учебы экономических
знаний; средства активизации познавательной деятельности и
В связи с увеличением потока информации, ускорением процесса развития науки, изменением техники и технологии происходит определенное «старение» психологической и методической подготовки преподавателя. А это, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей. Также актуальным является обеспечение интеграции педагогических и специальных предметов в практику выпускных квалификационных работ студентов.
Проблема активизации учебы не может
быть полностью раскрыта без теоретического
анализа понятия «активность в обучении».
Активность - это усиленная деятельность.
Однако в процессе обучения рассматривается
сугубо познавательная
Активизация
учебы как педагогическая проблема основывается
на использовании дидактических и психологических
закономерностей и принципов учебы. Невзирая
на постоянные призывы преподавателей
к вниманию, активности и тому подобное,
пассивность студентов (учеников) редко
можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ,
демонстрация обязательны в учебе. Они
дают определенную сумму знаний и в определенной
степени способствуют познавательной
активности. Но их возможности ограничены.
Более того, они приводят к привыканию,
репродуктивному подходу к усвоению знаний,
созданию стереотипов мышления (пересказ
конспектов).
Следовательно, студенты не умеют ни находить
проблемы, ни решать их. Такой подход не
стимулирует навыков творческой учебной
деятельности, стремления к самостоятельному
поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей,
К сожалению и преподаватели недооценивают
методы, стимулирующие активный самостоятельный
творческий труд студентов (учеников)
для изучения специальных предметов. Активизировать
сознательную деятельность могут только
содержание учебного материала и метод
учебы, который порождает адекватный метод
восприятия. Характер метода учебы как
способа организации познавательной деятельности
в значительной мере определяет активность
студентов (учеников) и эффективность усвоения
Проблемная
учеба всегда происходит под знаком вопроса,
всегда порождает потребность в новом
знании, а информативный тип учебы заканчивается
точкой: все объяснено, все понятно и потребности
в самостоятельной деятельности
Процесс
учебы рассматривается как сотрудничество,
совместная деятельность преподавателя
и студента с целью развития креативности
мышления студентов в учебе. Практика
преподавания требует в зависимости от
содержания экономической информации
применения всех методов: пояснительно-иллюстративного,
репродуктивного, проблемного, поискового,
а также исследовательского.
Опыт
показывает, что и активностью студентов,
и энергией преподавателей злоупотреблять
не нужно. Только оптимальное использование
всех методов позволяет преподавателю
рационально организовать учебный процесс,
вести студентов от усвоения необходимой
информации к самостоятельному продуктивному
мышлению, воспитывать активную жизненную
позицию и выработать социально-экономический
опыт.
Особенностями методов активной учебы
(то есть методов проблемного типа) в отличие
от традиционных форм информативного
типа учебы заключается в: мобилизации
активности учеников, активности учеников
и преподавателя, самостоятельном творческом
принятии решений учениками. Наиболее
распространенными методическими формами
активизации учебы являются не имитационные
традиционные формы занятий (проблемная
лекция, семинар и тому подобное) и имитационные
формы занятий (анализ конкретных ситуаций,
имитационные упражнения, игровое проектирование,
тренинги, игры и тому подобное).
2.2 ОСОБЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ В КЭИ КНЭУ.
Подготовка современного поколения специалистов с высшим образованием представляет собой целостный и весьма сложный педагогический процесс, реализующий многоаспектное развитие студентов. В этом процессе не только закладываются и развиваются собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные, сущностные социальные качества, что предполагает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению педагогического процесса, особую роль в котором играют вузовские преподаватели.
Учебно-воспитательный процесс в вузах характерен активным использованием разнообразных технических, информационно--вычислительных и др. средств, без которых в настоящее время немыслима профессиональная подготовка кадров высшей квалификации. Однако материальная база учебно-воспитательного процесса, даже самая совершенная, выполняет всё же вспомогательную функцию. Главным, решающим звеном целенаправленного педагогического процесса выступают педагоги, поскольку живой контакт, живое общение наставников и воспитанников нельзя заменить никакими техническими средствами.
Представляется, что к преподавателю вуза можно с полным основанием отнести слова о том, что «учителем надо родиться, а не только стать, чтобы быть действительно учителем. В работе учителя много трудностей, и велика ответственность учителя. Конечно, преподавание соответствующей дисциплины - это [его] основная работа, но, помимо всего, учИтеля копируют ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на всех учеников. Это часто незаметно. Но этого мало. Можно смело сказать, что если учитель очень авторитетен, то у людей на всю жизнь остаются следы влияния этого учителя. Вот почему и важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.
Опытные педагоги знают, что авторитет наставника у воспитанников не приходит автоматически, его каждый раз надо уметь завоевать, учитывая те разумные требования, которые молодёжь предъявляет к взрослым «вообще».
Приведем пример: В ходе социологических опросов (анкетирования) учащихся Крымского экономического института «Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана», установлено, что черты преподавателя этого ВУЗА, которые импонируют (нравятся) молодежи, можно проранжировать следующим образом: вежливость (первое ранговое место; 44% опрошенных); чувство юмора (второе место; 32,3%); культура поведения (третье место; 26,1%); честность (четвертое место; 24,1%). Далее следуют: опрятность, умение найти общий язык с молодёжью, искренность, ум, трезвость и т.д.
Положительные черты преподавателя
Черты преподавателей, которые не нравятся учащимся: грубость (40% опрошенных), хамство (31,8%), чрезмерная строгость (30%), непрофессиональность ((25,5%); далее: неряшливость, глупость, неумение понять молодёжь и т.д.
Для студентов их педагог выступает ближайшим и непосредственным примером того, каким должен быть настоящий специалист как профессионал и личность, «с кого можно делать жизнь». Изучая своего преподавателя, молодой человек воспринимает его, так сказать, «целиком», оценивает и его профессионализм, и культуру, и образованность, и жизненную позицию, включая поведение на занятиях и в быту.