Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:33, реферат
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".
1. Введение.
2. Общение как вид деятельности.
3. Культура общения педагога и его учащихся.
4.Специфика педагогического такта .
5.Тактичность стала чертой характера педагога
6. Список литературы.
Реферат
на тему:
« Мастерство педагогического общения»
Выполнила студентка II курса СПСР32
Ноздрина Т.В.
Содержание.
1. Введение.
2. Общение как вид деятельности.
3. Культура общения педагога и его учащихся.
4.Специфика педагогического такта .
5.Тактичность стала чертой
6. Список литературы.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты со студентами. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении студентов способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие в его установках на отдельных студентов - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов. Другими словами, не он сам, а студенты диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам.
"Сверхреактивный" педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.
Каковы же основные принципы новой модели педагогики? Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".
Культура общения учителя является частью
его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное
качество личности педагога, включающее
культуру речи, культуру поведения и культуру
организации различной деятельности и
взаимодействия учащихся, а также познание
личности, сопереживание ей и самоутверждение
ее в ходе культурного диалога. Общение
в педагогической деятельности выступает
как средство управления учебно-воспитательным
процессом, как инструмент воздействия
на развитие и становление личности школьника.
Общение – взаимодействие субъектов,
в процессе которого происходит взаимная
трансляция Я субъектов. Следует отметить,
что в организации учебно-познавательной
деятельности роль общения и сотрудничества
трудно переоценить. В целенаправленной
педагогической деятельности общение
приобретает специальные задачи. Общение
преобразует духовное достояние одного
человека в общее достояние субъектов
общения. В этом внутреннем обогащении
и состоит огромное значение общения.
А его отсутствие понимается как обеднение
внутреннего мира человека, лишенного
познать иные, чем в его личностной структуре,
отношения, мысли, переживания, идеалы.
В условиях личностно ориентированного
образования возникает потребность в
управлении общением в ходе учебной деятельности.
Педагог должен знать закономерности
педагогического общения, обладать коммуникативными
способностями и речевым этикетом. Педагогическое
общение – это взаимодействие педагога
с учащимися в учебно-воспитательном процессе,
создание благоприятного климата, способствующего
более полному развитию личности школьника.
Педагог организует общение и научает
детей общению. В культуре общения современного
учителя отражаются следующие функции:
открытие ребенка на общение, соучастие
ребенку в процессе общения, возвышение
ребенка в процессе общения. Реализация
их обеспечивается практическими, профессиональными
умениями педагога.
Управление учебной деятельностью предполагает
многообразие взаимодействия, помогающего
актуализировать личностный опыт каждого
ученика. На каждом этапе обучения ведущей
становится форма взаимодействия, которая
сохраняет высокий уровень активности
обучаемого. Управление общением заключается
в том, что выбор оптимальных сочетаний
форм взаимодействия обеспечивает ученикам
со средними и низкими способностями благоприятные
условия в восприятии, понимании и осмыслении
содержания учебного материала.
Управляя процессом общения, педагог создает
условия для обучения культуре взаимопонимания
в совместном диалоге, к которым относятся:
взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать
контакт, обеспечивать обратную связь,
управлять своим поведением, рефлексировать.
Последнее помогает учащимся при общении
сознательно корректировать свою деятельность
в разговоре с другими, выбирать необходимые
средства, с тем чтобы обеспечить результативность
коммуникаций. При этом любой диалог должен
основываться на принципе толерантности
– терпимости и уважительного отношения
партнеров друг к другу, признания равенства
и одновременного отказа от доминирования
и насилия. Школьник без общения с учителем,
организующим его обучение и воспитание,
не может стать личностью. Он должен научиться
правилам жизни в социальном коллективе,
приобрести социальный и нравственный
опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю
природу, потенциальные возможности. Для
этого учитель должен строить общение
с учениками как равноправный диалог,
где учитель и его ученики должны достигнуть
одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь
в реализации задач обучения и воспитания.
Именно это закладывает в ученике механизмы
самозащиты, самореализации, саморазвития.
Культура общения, по Р.М. Фатыховой, –
это межличностный диалог на высшем уровне;
нравственное общение свободных личностей,
построенное на человеческом отношении
к человеку, в котором проявляются личные
переживания людей, реализуются его потенции
Интересна в этом плане деятельность учителя-новатора
И.П. Волкова, который следует в своей роботе
специальным психологическим приемам
организации творчества детей, выражающихся
в конкретных требованиях к общению с
ними:
– нельзя детям запрещать заниматься
любимым делом, даже если они не успевают
по другим предметам; не следует навязывать
ученику свое мнение по поводу самостоятельной
творческой работы;
– при проверке готовой самостоятельной
работы или при руководстве ее выполнением
у учителя должна преобладать доброжелательность,
мягкость, снисходительность и ни в коем
случае не должна проявляться резкость,
неудовлетворенность, раздраженность
Современный учитель должен быть специально
«нацелен» на активное и разностороннее
общение с ребенком. «И учитель и ученик
должны получать удовольствие и удовлетворение
от общения через совместную интеллектуальную
и творческую работу, и у них общие в этом
процессе переживания. Ребенок должен
чувствовать, что взрослому это также
важно и интересно» . В.А. Сухомлинский
писал, что «учение – это не механическая
передача знаний. Это сложнейшие человеческие
взаимопонимания».
При организации учебной деятельности
учитель понимает и принимает ребенка
таким, каков он есть, а не осуждает и критикует
его, при этом он интерпретирует поступки
детей, что создает для них новые возможности
отношения к себе, миру, другим людям. Установление
контакта и доверительного отношения
с детьми является главным в сотрудничестве
с детьми.
Ш.А. Амонашвили успешно решает задачу
создания благоприятного эмоционального
климата общения, включая приемы демонстрации
интереса и уважения к обучаемому, внимание
к его интересам и мнению, создавая творческую
систему взаимопонимания и взаимодействия.
Он считает, что главный момент воспитания
сотрудничества должен заключаться в
том, чтобы «доставить ребенку радость
общения, радость совместного познания,
совместного труда, совместной деятельности…
Изменение роли учителя в рамках стратегии
совместной продуктивной деятельности
с учащимися возможно только тогда, когда
он перестает быть глашатаем, «транслятором
некоей непререкаемой истины», а становится
организатором сложной, напряженной личностной
работы по решению творческих задач».
В процессе совместной учебной деятельности
происходит переход инициативы с полюса
учителя на полюс учащегося. В условиях
организации учебной деятельности, учитель
должен построить учебный процесс таким
образом, чтобы осуществлялось внимание
к личности ребенка через совместную учебную
деятельность, где он выступает в роли
наставника и партнера по совместной работе.
В личностно ориентированном образовании
учитель из непререкаемого авторитета
становится внимательным и заинтересованным
собеседником и участником процесса познания.
Управление общением предполагает следующие
умения учителя:
Таким образом, в современной школе меняется
отношение учителя к ребенку, которое
связано с гуманным подходом, сотворчеством педагога и учащихся в совместной
учебной деятельности. Педагог должен
относиться к школьнику как к самостоятельному
субъекту, способному учиться не по принуждению,
а по собственному желанию. Общение является
одной из важнейших предпосылок развития
и становления личности. Культура общения
учителя в этом случае заключается в умении
выстраивать учебный диалог не только
между собой и детьми, но и внутри детского
коллектива.
Чтобы школьник начал действовать в качестве
субъекта учебной деятельности, ему нужен
активный оппонент, имеющий свою точку
зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованный
в поиске выхода их нее. При наличии такого
оппонента он вынужден будет подвергнуть
свое мнение критическому анализу и оценке,
вступив в диалог с носителем других точек
зрения. Главное в таком общении – столкновение
мнений, которое приводит к взаимному
анализу независимых оценок, что определяет
силу и слабость каждой из них, помогает
преодолеть участнику диалога ограниченность,
тем самым создаются условия для осуществления
целенаправленного поиска способа решения
учебной задачи. Ученик в современной
школе может проявить себя как личность,
как субъект обучения только в том случае,
если его деятельность развертывается
в рамках коллективного учебного диалога.
Управление учебным процессом будет более
эффективным, если:
Учитель и ученик, как отмечает В.В. Репкин,
вносят свой вклад в учебный диалог своими
действиями, учитель создает предпосылки
для развертывания совместной учебно-поисковой
деятельности [4]. Без развернутого обучения
способам взаимодействия учебная форма сотрудничества обедняется,
что приводит к блокированию рефлексивности
и субъектности. Субъектность и есть способность
самостоятельно развертывать общение
в сотрудничестве с партнерами по совместной
работе.
«На фоне сотрудничества процесс обучения
общению движется дальше – от обучения
взаимодействию, когда общение использовалось
лишь как средство решения соответствующих
задач, к обучению самому общению, которое
становится целью образовательного процесса.
Успешность достижения этой цели связана
с реализацией субъект-субъектного, диалогического
взаимодействия» [3].
Культура общения учителя – необходимое
качество современного педагога, направленное
на развитие и становление личности школьника
в образовательном процессе, приобщение
каждого ребенка к культурным общечеловеческим
ценностям через совместный диалог и сотрудничество
как равноправных партнеров по учебной
деятельности.
Такт - особое чувство оптимума, мера всего того, что делает педагог, умение правильно подходить к школьникам, держать себя подобающим образом. Основа педагогического такта - выдержка и уравновешенность преподавателя. Отличительные черты тактичного педагога - высокая требовательность и уважение к воспитанникам.
Эффективность занятий обеспечивается, прежде всего, строгим порядком. Но, следя за дисциплиной класса, учитель не должен становиться педантом, допускать мелочную придирчивость. Только демократичный руководитель коллектива может поддерживать дружеские, сердечные отношения с учащимися, без чего трудно добиться положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. При серьезном отношении к работе учитель может и должен позволить себе шутку, улыбку, но не злую насмешку, оскорбительное замечание в адрес учеников.
Доброта, разумеется, не синоним слабости. Доброе отношение и уважение к занимающимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. просьба - наиболее разумный вид обращения преподавателя к учащимся. Однако просить не значит упрашивать. Просьба старшего - то же требование, высказанное в наиболее целесообразной форме. В трудные моменты иногда просто необходимо проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному ученику, которое, не должно граничить с назойливостью, навязчивостью. Затрудняет контакты с детьми и малейшая неискренность педагога. А вот искреннее внимание, не переходящее в панибратство, - характерная черта педагогического такта, способствующая установлению здоровых отношений между учителем и школьниками.
Такт - одна из главных составляющих этики преподавателя, признак его педагогического мастерства.
Скромность, простота в общении с людьми - характерные черты настоящего учителя . Он не приписывает лично себе успех учеников или , не кичится собственными заслугами и в то же время в случае неудачи не ищет виновников поражения. Не сваливает промахи в своей работе на кого-либо из учеников или на «объективные» обстоятельства. Правильное поведение учителя, его скромность и уважение к ученикам способствуют развитию у них так необходимых инициативы и активности.
Нигде так не проявляется педагогический такт учителя , как при стимуляции школьника поощрением и наказанием. Применяя эти меры воздействия, очень важно понять и учесть образ мыслей ученика, уметь поставить себя на его место, как бы его глазами взглянуть на свои действия. Прежде всего, важно исходить из того, что дорого школьнику, что его интересует. Для одного, скажем, дорога благодарность перед классом, другого лучше наградить грамотой, третьего - книгой.
Поощрять незначительные, с точки зрения всего класса, но все же важные сдвиги в росте результатов кого-либо из учеников лучше наедине. А вот большой труд, увенчанный победой, заслуживает публичного поощрения. Наиболее часто нарушение такта в деятельности учителя выражается в захваливании хорошо развитых и показывающих хорошие результаты школьников, в нарушении разумной меры поощрения, во внушении молодому человеку мысли о его одаренности и исключительности.
Такт педагога предписывает ему не делать скороспелых выводов о будущем учеников, не ошеломлять их отрицательными прогнозами. Даже в самых сложных ситуациях преподавателю всегда важно не терять самообладания, проявлять уважение и требовательность к каждому ученику. Постепенно это становится привычкой, свойством личности каждого квалифицированного педагога.