Сущность и пути формирования бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования 6
1.1 Сущность и структура государственного бюджета 6
1.2 Особенности формирования государственного бюджета 11
2 Оценка структуры и особенностей формирования бюджета Республики Беларусь 19
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь 19
3.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь 23
3 Направления совершенствования бюджетной политики Беларуси 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 31
Введение

Файлы: 1 файл

ГР - структура государственного бюджета и особенности его формирования.doc

— 364.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение              4

1 Сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования              6

1.1 Сущность и структура государственного бюджета              6

1.2 Особенности формирования государственного бюджета              11

2 Оценка структуры и особенностей формирования бюджета Республики Беларусь              19

2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь              19

3.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь              23

3 Направления совершенствования бюджетной политики Беларуси              25

Заключение              29

Список использованных источников              30

Приложения              31

Введение

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса.

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Актуальность рассматриваемой темы определяет в первую очередь значением государственного бюджета и его ролью в социально экономических процессах. Государственный бюджет является источником финансирования общереспубликанских программ и мероприятий, а, следовательно, источники его формирования и направления расходования его средств во многом определяют уровень и качество жизни широких слоев населения.

Объектом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.

Предметом исследования  является экономика РБ.

Цель курсовой  работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить государственный бюджет Республики Беларусь,  его структуру и особенности формирования.

Основными задачами курсовой работы являются:

изучить сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования;

         дать оценку стуктуры и особенностей формирования бюджета Республики Беларусь;

предложить направления совершенствования бюджетной политики Беларуси.

В ходе выполнения курсовой работы широко использовалась литература и периодические издания по предмету «Государственный бюджет» и «Теория налогов», законодательство Республики Беларусь, материалы сайта Министерства Финансов.

 

 

1. Сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования

1.1 Сущность и структура государственного бюджета

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [3, c. 111].

Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная [4, c. 59].

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

Бюджетная система строится на основе следующих принципов:

единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества [6, c. 222].

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно–территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов).

Но вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике Беларуси численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т. Д. [9, c. 142].

Таким образом, внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

В классификации по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Надо отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения [10, c. 222].

Информация о работе Сущность и пути формирования бюджета