Экономическая сущность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:43, доклад

Краткое описание

Бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством.
С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность бюджета.doc

— 51.00 Кб (Скачать)
  1. Экономическая сущность бюджета.

Бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления  государством своих функций и  создаваемый за счет налогов и  других поступлений, установленных  законодательством.

С помощью бюджета  реализуются общегосударственные  и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов.

Основная роль бюджета состоит в том, что  он ежегодно мобилизует и концентрирует  денежные накопления предприятий, организаций  и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. 

Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

Существование бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого  нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

За счет бюджетных  средств осуществляются затраты  по расширению производства, связанные  с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции.

Как экономическая  категория бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

Функционирование  бюджета связано с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, которое происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

 

  1. Функции бюджета.

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

- Распределительная  функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

- Контрольная  функция проявляется в проведении  контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

 Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 Регулируя,  таким образом, экономические  отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

 Бюджет выполняет  и ряд других функций. К их  числу относятся: 

- Информационная  функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

- Институционализация  общественных предпочтений. В демократических  государствах принятию закона  о бюджете обязательно предшествует  его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный  правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

 Данная функция  бюджета в разных странах реализуется  по-разному. Она зависит от  того, насколько развиты процедуры  участия граждан и их представителей  в разработке закона о бюджете  и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

- Регулирующая  функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

 Влияние  бюджета не ограничивается государственным  сектором экономики и выходит  далеко за его пределы. Регулирующее  влияние оказывают не только  бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

 

  1. Бюджетная система.

Бюджетная система  представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета, методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления.

Бюджетная система  РК основывается на следующих принципах:

1) принцип единства - применение единых принципов  организации и функционирования  бюджетной системы, использование  единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

2) принцип полноты  - отражение в бюджете и Национальном  фонде Республики Казахстан всех  поступлений и расходов, предусмотренных  законодательством Республики Казахстан,  недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

 3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных уточненных, показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;

 4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

 5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности  бюджета - установление стабильного  распределения поступлений между  бюджетами разных уровней и  определение направлений их расходования, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

8) принцип преемственности  - планирование республиканского  и местных бюджетов, основанное  на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе  нормативных правовых актов и  других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;

10) принцип своевременности  - зачисление поступлений в республиканский  и местные бюджеты, на контрольный  счет наличности Национального  фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

11)  принцип  единства кассы - зачисление всех  поступлений в бюджет на единый  казначейский счет и осуществление  всех предусмотренных расходов  с единого казначейского счета в национальной валюте;

12) принцип эффективности  - разработка и исполнение бюджета  исходя из необходимости достижения  наилучшего прямого результата  с использованием утвержденного  объема бюджетных средств или  достижения прямого результата  с использованием меньшего объема бюджетных средств;

13) принцип ответственности  – принятие необходимых  административных  и управленческих решений, направленных  на достижение прямых и конечных  результатов и обеспечение ответственности  администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;

14) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств - направление и использование  бюджетных средств администраторами  бюджетных программ на достижение показателей результатов.

В Республике Казахстан  самостоятельно функционируют республиканский  бюджет и местные бюджеты (включая  бюджеты специальных экономических  зон).

 

  1. Значение республиканского бюджета РК и его структура.

Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая  Республики Казахстан, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год.

Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные  бюджеты – решениями соответствующих  местных представительных органов. Бюджеты фондов экономического и социального развития специальных экономических зон на финансовых год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.

Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляются в национальной валюте.

Структура республиканского бюджета состоит из следующих  разделов:

1) "Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов);

Информация о работе Экономическая сущность бюджета