Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:43, доклад
Бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством.
С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Бюджет - денежный
фонд, предназначенный для
С помощью бюджета
реализуются
Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
Существование бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.
За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции.
Как экономическая категория бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.
Функционирование
бюджета связано с
Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.
- Распределительная
функция предполагает
- Контрольная
функция проявляется в
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
- Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
- Институционализация
общественных предпочтений. В демократических
государствах принятию закона
о бюджете обязательно
Данная функция
бюджета в разных странах
- Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Влияние
бюджета не ограничивается
Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета, методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления.
Бюджетная система РК основывается на следующих принципах:
1) принцип единства
- применение единых принципов
организации и
2) принцип полноты
- отражение в бюджете и
3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных уточненных, показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;
6) принцип результативности
- разработка и исполнение
7) принцип самостоятельности
бюджета - установление стабильного
распределения поступлений
8) принцип преемственности
- планирование республиканского
и местных бюджетов, основанное
на прогнозах социально-
9) принцип обоснованности
- планирование бюджета на
10) принцип своевременности
- зачисление поступлений в
11) принцип
единства кассы - зачисление всех
поступлений в бюджет на
12) принцип эффективности
- разработка и исполнение
13) принцип ответственности
– принятие необходимых
14) принцип адресности
и целевого характера
В Республике Казахстан
самостоятельно функционируют республиканский
бюджет и местные бюджеты (включая
бюджеты специальных
Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
Бюджет формируется на
основе ежегодного послания Президента
Республики Казахстан к народу Казахстана,
учитывая Республики Казахстан, учитывая
параметры принятого
Республиканский
бюджет на финансовый год утверждается
законом Республики Казахстан, местные
бюджеты – решениями
Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляются в национальной валюте.
Структура республиканского бюджета состоит из следующих разделов:
1) "Доходы" - все поступления в бюджет, кроме поступлений от правительственного заимствования и полученных официальных трансфертов (грантов);