Сущность и пути формирования бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования 6
1.1 Сущность и структура государственного бюджета 6
1.2 Особенности формирования государственного бюджета 11
2 Оценка структуры и особенностей формирования бюджета Республики Беларусь 19
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь 19
3.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь 23
3 Направления совершенствования бюджетной политики Беларуси 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 31
Введение

Файлы: 1 файл

ГР - структура государственного бюджета и особенности его формирования.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся: разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия; универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; фискальный эффект даже в условиях падения производства.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов — и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности; и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Успех региональной политики в Республике Беларусь зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территории.

Проходящие в экономике трансформационные процессы усилили нагрузку на местные бюджеты из которых сегодня около 70% всех расходов государства направляется на социально-культурную сферу, что требует нового подхода к проблеме укрепления их доходной базы, сокращения потока перераспределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений.  

Таким образом, для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Рисунок 3.1 – Бюджет республики Беларусь на 2011 год [18].

 

Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

                  улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

                  снижение нагрузки на фонд заработной платы;

                  оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

                  повышение стимулирующей роли таможенной политики;

                  выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

                  совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

                  оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2011 годах будет направлена на:

                  создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

                  обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

                  принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

 

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

1.                  Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покры­тия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использова­ния денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориаль­ных единиц. Государственный бюджет образует централизо­ванный фонд денежных ресурсов Правительства для содержа­ния государственного аппарата, Вооруженных Сил, здравоох­ранения, образования, выплаты социальных пособий.

2.                  Конституции большинства стран регламентируют организа­цию государственной финансовой системы, закладывают осно­вы бюджетного процесса и наделяют различных участников за­конодательного и бюджетного процессов соответствующими полномочиями и обязанностями.

3.                  При написании курсовой работы были рассмотрены следующие основные вопросы:

                  изучена экономическая сущность государственного бюджета и его функции;

                  рассмотрены особенности формирования доходов, финансирования расходов, а также рассмотрен бюджетный дефицит в 2009 - 2010 годах;

                  рассмотрены основные направления совершенствования финансово-бюджетной политики Республики Беларусь с целью совершенствования бюджетных отношений;

Кроме этого при написании курсовой работы были изучены тенденции доходов, расходов республиканского бюджета, так как содержание и роль государственного бюджета в социально-экономических процессах раскрывается через основные направления расходования средств республиканского бюджета. 

 

 

Список использованных источников

1.      Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; МГУ. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2002. - 447 с.

2.      Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 703 с.

3.      Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов: Пер. с 7-го нем. изд. / Д. Брюммерхофф; Под общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ: ПИОНЕР-ПРЕСС, 2002. 471 с.

4.      Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики// Экономист. 2000. №5. С.53-60.

5.      Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности// Экономист. 2000. №4. С.14-27.

6.      Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. 676 с.

7.      Государственные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Мультана. Мн.: БГЭУ, 2005. 166 с.

8.      Государственный бюджет: Учеб. Пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995.  240 с.

9.      Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. 2003. 479 с.

10.   Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / К. В. Рудый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2004. 399 с.

11. Сверж А. Бюджет - 2005: цифры и комментарии // Финансы, учет, аудит . 2004. №12. С. 12-19.

12. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и  управление бюджетным процессом  в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ.  2000.  №2.  С.13-23.

13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие.  Мн.: БГЭУ, 2004.  289 с.

14. Закон Республики Беларусь 15 октября 2010 г. № 176-З О республиканском бюджете на 2011 год: Принят Палатой представителей 14 сентября 2010 года;

15. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679

16. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З

17. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь О республиканском бюджете на 2010 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 403

18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь и состоянии государственных финансов  Январь-сентябрь 2010 года  http://www.ncpi.gov.by/minfin/Sum/Y2005/M1_12/D1_12.html#M12

 

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),  млрд. рублей

 

9 месяцев
2009 года

2009 год

9 месяцев
2010 года

1. ДОХОДЫ- всего

32 961,6

46 740,8

34 638,7

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

29 330,6

41 304,7

31 625,6

   Подоходный налог

3 168,2

4 305,3

3 709,7

   Налог на прибыль

3 314,6

4 607,7

4 107,0

   Налоги на собственность

1 190,5

1 626,7

1 321,9

   НДС

8 786,7

12 083,1

11 232,2

   Акцизы

2 613,8

3 637,4

3 183,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5 145,5

7 969,5

3 912,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

3 552,2

5 322,0

2 941,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

78,8

114,1

71,2

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

34 419,0

49 200,8

37 157,3

Общегосударственные расходы

6 382,4

8 053,5

7 695,2

из них государственная инвестиционная программа

3 343,2

4 994,3

4 265,6

Национальная оборона

818,9

1 323,7

960,9

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1 708,7

2 433,9

2 005,7

Национальная экономика

10 769,7

16 359,9

8 964,9

Охрана окружающей среды

202,1

396,9

190,0

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

2 247,7

3 042,6

2 742,3

Здравоохранение

3 677,0

5 354,0

4 329,3

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

955,4

1 414,2

1 118,2

Образование

4 862,9

6 767,1

5 596,8

Социальная политика

2 794,2

4 055,0

3 554,0

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

34 419,0

49 200,8

37 157,3

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

23 341,2

33 059,8

27 513,2

   Заработная плата

6 875,7

9 257,9

7 906,0

   Начисления на заработную плату

1 845,4

2 470,8

2 106,8

   Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

782,0

1 069,3

821,5

   Текущие бюджетные трансферты

8 281,1

11 584,7

10 057,4

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

6 922,8

11 161,5

8 733,3

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 155,0

4 979,5

910,9

Дефицит (профицит)

-1 457,4

-2 459,9

-2 518,6

Финансирование

1 457,4

2 459,9

2 518,6

    Внутреннее финансирование

-4 567,1

-9 023,2

-2 464,3

    Внешнее финансирование

6 024,5

11 483,1

4 982,9

Приложение 2

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),  млрд. рублей

 

9 месяцев
2009 года

2009 год

9 месяцев
2010 года

1. ДОХОДЫ- всего

21 326,6

30 637,8

21 403,9

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

18 626,3

26 470,9

19 425,4

   Налог на прибыль

1 945,3

2 712,8

2 427,6

   НДС

6 004,0

8 198,3

7 979,4

   Акцизы

2 498,8

3 475,3

3 183,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5 145,5

7 969,5

3 912,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

2 700,3

4 167,0

1 968,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

 

 

9,7

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

21 583,5

31 646,9

23 522,9

Общегосударственные расходы

6 833,9

8 731,5

9 552,9

из них

 

 

 

государственная инвестиционная программа

1 101,2

1 828,8

1 087,8

трансферты бюджетам других уровней

3 759,0

5 690,2

5 715,8

Национальная оборона

807,9

1 305,5

959,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1 448,5

2 071,7

1 894,2

Национальная экономика

8 566,1

13 528,4

6 427,7

Охрана окружающей среды

214,3

402,8

121,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

16,5

24,2

30,2

Здравоохранение

679,7

1 164,1

807,7

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

336,4

522,3

369,5

Образование

878,7

1 272,7

1 003,2

Социальная политика

1 801,7

2 623,7

2 356,8

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

21 583,5

31 646,9

23 522,9

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

14 347,2

21 138,2

18 331,7

   Заработная плата

2 645,3

3 577,6

3 248,5

   Начисления на заработную плату

483,5

653,9

568,9

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

736,0

1 002,7

681,4

   Текущие бюджетные трансферты

8 080,4

11 928,2

11 401,1

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

3 439,6

6 217,6

3 997,6

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

3 796,7

4 291,1

1 193,6

Дефицит (профицит)

-256,9

-1 009,1

-2 119,0

Финансирование

256,9

1 009,1

2 119,0

    Внутреннее финансирование

-5 767,6

-10 474,0

-2863,9

    Внешнее финансирование

6 024,5

11 483,1

4 982,9

Информация о работе Сущность и пути формирования бюджета