Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
Введение 4
1 Сущность государственного бюджета, его структура и особенности формирования 6
1.1 Сущность и структура государственного бюджета 6
1.2 Особенности формирования государственного бюджета 11
2 Оценка структуры и особенностей формирования бюджета Республики Беларусь 19
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь 19
3.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь 23
3 Направления совершенствования бюджетной политики Беларуси 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 31
Введение
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся: разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия; универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; фискальный эффект даже в условиях падения производства.
Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов — и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности; и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Успех региональной политики в Республике Беларусь зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территории.
Проходящие в экономике трансформационные процессы усилили нагрузку на местные бюджеты из которых сегодня около 70% всех расходов государства направляется на социально-культурную сферу, что требует нового подхода к проблеме укрепления их доходной базы, сокращения потока перераспределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений.
Таким образом, для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Рисунок 3.1 – Бюджет республики Беларусь на 2011 год [18].
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
снижение нагрузки на фонд заработной платы;
оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
повышение стимулирующей роли таможенной политики;
выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2011 годах будет направлена на:
создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
1. Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальн
2. Конституции большинства стран регламентируют организацию государственной финансовой системы, закладывают основы бюджетного процесса и наделяют различных участников законодательного и бюджетного процессов соответствующими полномочиями и обязанностями.
3. При написании курсовой работы были рассмотрены следующие основные вопросы:
изучена экономическая сущность государственного бюджета и его функции;
рассмотрены особенности формирования доходов, финансирования расходов, а также рассмотрен бюджетный дефицит в 2009 - 2010 годах;
рассмотрены основные направления совершенствования финансово-бюджетной политики Республики Беларусь с целью совершенствования бюджетных отношений;
Кроме этого при написании курсовой работы были изучены тенденции доходов, расходов республиканского бюджета, так как содержание и роль государственного бюджета в социально-экономических процессах раскрывается через основные направления расходования средств республиканского бюджета.
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; МГУ. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2002. - 447 с.
2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 703 с.
3. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов: Пер. с 7-го нем. изд. / Д. Брюммерхофф; Под общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ: ПИОНЕР-ПРЕСС, 2002. 471 с.
4. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики// Экономист. 2000. №5. С.53-60.
5. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности// Экономист. 2000. №4. С.14-27.
6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. 676 с.
7. Государственные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Мультана. Мн.: БГЭУ, 2005. 166 с.
8. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.
9. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. 2003. 479 с.
10. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / К. В. Рудый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2004. 399 с.
11. Сверж А. Бюджет - 2005: цифры и комментарии // Финансы, учет, аудит . 2004. №12. С. 12-19.
12. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и управление бюджетным процессом в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. 2000. №2. С.13-23.
13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2004. 289 с.
14. Закон Республики Беларусь 15 октября 2010 г. № 176-З О республиканском бюджете на 2011 год: Принят Палатой представителей 14 сентября 2010 года;
15. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679
16. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З
17. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь О республиканском бюджете на 2010 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 403
18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь и состоянии государственных финансов Январь-сентябрь 2010 года http://www.ncpi.gov.by/minfin/
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
| 9 месяцев | 2009 год | 9 месяцев |
1. ДОХОДЫ- всего | 32 961,6 | 46 740,8 | 34 638,7 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 29 330,6 | 41 304,7 | 31 625,6 |
Подоходный налог | 3 168,2 | 4 305,3 | 3 709,7 |
Налог на прибыль | 3 314,6 | 4 607,7 | 4 107,0 |
Налоги на собственность | 1 190,5 | 1 626,7 | 1 321,9 |
НДС | 8 786,7 | 12 083,1 | 11 232,2 |
Акцизы | 2 613,8 | 3 637,4 | 3 183,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5 145,5 | 7 969,5 | 3 912,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 3 552,2 | 5 322,0 | 2 941,9 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 78,8 | 114,1 | 71,2 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 34 419,0 | 49 200,8 | 37 157,3 |
Общегосударственные расходы | 6 382,4 | 8 053,5 | 7 695,2 |
из них государственная инвестиционная программа | 3 343,2 | 4 994,3 | 4 265,6 |
Национальная оборона | 818,9 | 1 323,7 | 960,9 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 708,7 | 2 433,9 | 2 005,7 |
Национальная экономика | 10 769,7 | 16 359,9 | 8 964,9 |
Охрана окружающей среды | 202,1 | 396,9 | 190,0 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 2 247,7 | 3 042,6 | 2 742,3 |
Здравоохранение | 3 677,0 | 5 354,0 | 4 329,3 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 955,4 | 1 414,2 | 1 118,2 |
Образование | 4 862,9 | 6 767,1 | 5 596,8 |
Социальная политика | 2 794,2 | 4 055,0 | 3 554,0 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 34 419,0 | 49 200,8 | 37 157,3 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 23 341,2 | 33 059,8 | 27 513,2 |
Заработная плата | 6 875,7 | 9 257,9 | 7 906,0 |
Начисления на заработную плату | 1 845,4 | 2 470,8 | 2 106,8 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 782,0 | 1 069,3 | 821,5 |
Текущие бюджетные трансферты | 8 281,1 | 11 584,7 | 10 057,4 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 6 922,8 | 11 161,5 | 8 733,3 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ | 4 155,0 | 4 979,5 | 910,9 |
Дефицит (профицит) | -1 457,4 | -2 459,9 | -2 518,6 |
Финансирование | 1 457,4 | 2 459,9 | 2 518,6 |
Внутреннее финансирование | -4 567,1 | -9 023,2 | -2 464,3 |
Внешнее финансирование | 6 024,5 | 11 483,1 | 4 982,9 |
Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
| 9 месяцев | 2009 год | 9 месяцев |
1. ДОХОДЫ- всего | 21 326,6 | 30 637,8 | 21 403,9 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 18 626,3 | 26 470,9 | 19 425,4 |
Налог на прибыль | 1 945,3 | 2 712,8 | 2 427,6 |
НДС | 6 004,0 | 8 198,3 | 7 979,4 |
Акцизы | 2 498,8 | 3 475,3 | 3 183,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5 145,5 | 7 969,5 | 3 912,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 700,3 | 4 167,0 | 1 968,9 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
|
| 9,7 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 21 583,5 | 31 646,9 | 23 522,9 |
Общегосударственные расходы | 6 833,9 | 8 731,5 | 9 552,9 |
из них |
|
|
|
государственная инвестиционная программа | 1 101,2 | 1 828,8 | 1 087,8 |
трансферты бюджетам других уровней | 3 759,0 | 5 690,2 | 5 715,8 |
Национальная оборона | 807,9 | 1 305,5 | 959,0 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 448,5 | 2 071,7 | 1 894,2 |
Национальная экономика | 8 566,1 | 13 528,4 | 6 427,7 |
Охрана окружающей среды | 214,3 | 402,8 | 121,8 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 16,5 | 24,2 | 30,2 |
Здравоохранение | 679,7 | 1 164,1 | 807,7 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 336,4 | 522,3 | 369,5 |
Образование | 878,7 | 1 272,7 | 1 003,2 |
Социальная политика | 1 801,7 | 2 623,7 | 2 356,8 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 21 583,5 | 31 646,9 | 23 522,9 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 14 347,2 | 21 138,2 | 18 331,7 |
Заработная плата | 2 645,3 | 3 577,6 | 3 248,5 |
Начисления на заработную плату | 483,5 | 653,9 | 568,9 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 736,0 | 1 002,7 | 681,4 |
Текущие бюджетные трансферты | 8 080,4 | 11 928,2 | 11 401,1 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 439,6 | 6 217,6 | 3 997,6 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ | 3 796,7 | 4 291,1 | 1 193,6 |
Дефицит (профицит) | -256,9 | -1 009,1 | -2 119,0 |
Финансирование | 256,9 | 1 009,1 | 2 119,0 |
Внутреннее финансирование | -5 767,6 | -10 474,0 | -2863,9 |
Внешнее финансирование | 6 024,5 | 11 483,1 | 4 982,9 |