Сущность региональных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ.
Информационной базой для работы являются: Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные акты, работы российских и зарубежных ученых по проблемам бюджетной политики в Российской Федерации, а также статистические данные Госкомстата РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 4
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 8
3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПЕРМСКОГО КРАЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Равномерное и стабильное развитие всех регионов страны – основа стабильного  развития экономики России в целом. Разные финансовые возможности регионов и объемы денежных вливаний из федерального центра, различия в производственных и сырьевых особенностях территорий этих регионов - все это обуславливает диспропорции регионального развития.

Построение государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти в решении социально-экономических задач на территории региона требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, которые будут общегосударственным интересам, интересам субъектов РФ, и органов местного самоуправления.

Современные ученые уделяют пристальное  внимание вопросам функционирования федерального и региональных бюджетов, разграничения доходных источников и полномочий между различными уровнями власти, реформирования межбюджетных отношений. Усилился интерес российских ученых к изучению проблем сбалансированности бюджетной системы.

Основной проблемой на региональном уровне остается недостаточное финансовое обеспечение.

Цель работы – рассмотреть особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ.

Информационной базой  для работы являются: Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные акты, работы российских и зарубежных ученых по проблемам бюджетной политики в Российской Федерации, а также статистические данные Госкомстата РФ.

 

1. Сущность региональных бюджетов РФ

 

В последние годы в  значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ [2, с. 138].

Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений [2, с. 144].

Государство посредством  регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий.

Государственная бюджетная  система РФ состоит из:

- 21 республиканского бюджета;

- 55 краевых и областных бюджетов;

- городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга;

- 10 окружных бюджетов автономных округов;

- бюджета автономной Еврейской области;

- около 29 тысяч местных бюджетов.

Региональный бюджет или бюджет субъекта РФ, является одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ. Региональный бюджет осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Объем ресурсов, концентрируемый в региональных бюджетах, задает объективные границы возможности региона осуществлять свободное волеизъявление в решении всех вопросов внутренней жизни и управлении собственным хозяйством. В условиях, когда формирование региональных бюджетов сосредоточено на проблемах текущего финансирования и не предусматривает прямых инвестиционных вложений в перспективные отрасли региона, нельзя признавать эффективным бюджетное воздействие на развитие территории.

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма [3].

Компромисс интересов  Федерального центра и регионов достигается  при условии обеспечения самостоятельной  финансовой базы регионов, при недостаточности которой применяются различные формы межбюджетных отношений, оказывающих непосредственное влияние на финансовую устойчивость бюджетов субъектов РФ. Оптимальное распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы выражается в сокращение доли регулирующих налогов и безвозмездной помощи, увеличении собственных доходов, и, следовательно, сокращении финансовой зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. В этой связи межбюджетные отношения следует определить как отношения распределения расходных полномочий и доходных источников между различными бюджетами, а также оказания различных форм финансовой помощи в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов всех уровней.

Субъекты РФ участвуют  в межбюджетных отношениях «с двух сторон»: отношения между Федеральным центром и субъектами РФ и отношения между субъектами РФ и муниципалитетами. Следовательно, формирование бюджета любого субъекта РФ следует рассматривать исключительно во взаимодействии с федеральным и местными бюджетами.

Региональный бюджет оказывает не только прямое, но и  косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние –  это изменение распределения  ресурсов в регионе, которое являются непосредственным результатом налогообложения  или осуществления бюджетных  расходов.

Косвенное воздействие  заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития региона (например, ВРП), приоритеты региональной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации  в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

- сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ;

- формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона;

- с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий (формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.);

- органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

- концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;

- региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом  развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов РФ по формированию и исполнению их бюджетов.

 

2. Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ

 

Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом [8, с. 290]:

- создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

- содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

- развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в точки роста регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

- выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций  регионов. Целью региональных органов  власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Основной метод составления  регионального бюджета - сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении нескольких вариантов развития экономики региона. Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход развития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона. Контроль за исполнением бюджета осуществляется местными органами КРУ Минфина. Кроме того, региональная администрация осуществляет и текущий контроль, в частности проводятся оперативные проверки целевого использования выделенных бюджетных средств. Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты [8, с. 293].

Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся [2, с. 144]:

- налог на имущество организаций;

- государственная пошлина;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ - 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);

- налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);

- сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);

- платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);

- налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);

- налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);

- единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов  РФ формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ [1].

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет [2, с. 145]:

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;

- доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

Информация о работе Сущность региональных бюджетов РФ