Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа
Актуальность исследования доходов бюджета заключается в их сущности и функциях. Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов. За счет доходов бюджета обеспечивается решение экономических и социальных задач раз¬вития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах раз¬ного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовле¬творять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее
Введение 3
1. Сущность и значение доходов бюджета. Их классификация 4
Экономическая сущность и значение доходов бюджета 4
Классификация бюджетных доходов 6
Недостатки бюджетной системы РФ 11
2.1 Проблемы финансово-бюджетного планирования на 2011г. 11
2.2 Анализ состояния территориальных бюджетов РФ 13
3. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы на 2011-2013г. 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и значение доходов бюджета. Их классификация 4
2.1 Проблемы финансово-бюджетного планирования на 2011г. 11
2.2 Анализ состояния
3. Основные
направления налоговой
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования доходов бюджета заключается в их сущности и функциях. Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов. За счет доходов бюджета обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения. Бюджетные доходы призваны обеспечить стабильную, устойчивую базу для выполнения органами публичной власти своих задач и функций.
Доходы
бюджета способны воздействовать на
хозяйственную активность, на объемы
выпускаемой продукции и
Целью данной работы является исследование проблем в бюджетной системе РФ, а именно в ее доходной части.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1.
определить сущности и
2. рассмотреть их классификацию;
3.
изучить проблемы финансово-
4.
проанализировать состояние
5.
рассмотреть основные
1 СУЩНОСТЬ
И ЗНАЧЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1
Экономическая сущность
и значение доходов
бюджета
Бюджетные доходы призваны обеспечить стабильную, устойчивую базу для выполнения органами публичной власти своих задач и функций. Одновременно они выступают одним из основных элементов и инструментов системы государственного регулирования экономики и социальной сферы страны и ее территории. Государство, используя установленные законом формы, методы аккумуляции и виды бюджетных доходов (налоговые, неналоговые и межбюджетные), целенаправленно воздействует на совокупный спрос и предложение, структуру потребления и накопления, инвестиционную и деловую активность, социальные процессы и темпы развития территорий.1
Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем сказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объема выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП.2
Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.
Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.3
Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой, выступают объектом дальнейшего перераспределения.
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.4 Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы
от федеральных налогов и сборов, региональных
и местных налогов, страховых взносов
на обязательное социальное страхование,
иных обязательных платежей, других поступлений,
являющихся источниками формирования
доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, зачисляются на счета органов
Федерального казначейства для их распределения
этими органами в соответствии с нормативами,
установленными Бюджетным Кодексом, законом
(решением) о бюджете и иными законами
субъектов Российской Федерации и муниципальными
правовыми актами, принятыми в соответствии
с положениями Бюджетным Кодекса, между
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов
Российской Федерации, местными бюджетами,
а также бюджетами государственных внебюджетных
фондов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.5
1.2
Классификация бюджетных
доходов
Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов.
Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:
• иерархию уровня власти или уровень управления;
• источники получения доходов;
• способы получения доходов;
• время поступления доходов;
• территориальность доходов.
По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. 6
К
налоговым доходам бюджетов относятся
доходы от предусмотренных
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
• доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных ;
• доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• средства самообложения граждан;
• иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. Все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными.
Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.
К внутренним источникам получения доходов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.
Внешними источниками получения доходов являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.8
По времени поступления средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.