Источник формирования бюджета страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть тему курсового проекта.
Задачи курсового проекта предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие бюджету страны;
выявить источник формирования бюджета страны;
показать бюджетную систему РФ в современных условиях;
проанализировать доходную и расходную части бюджета РФ;
разработать конкретные предложения для повышения эффективности распределения бюджета страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Источник формирования бюджета страны 5
Основные понятия бюджета___________________5
Социально-экономическая сущность бюджета страны_________________________________________________5
Источник формирования бюджета страны_______10
Бюджетная система РФ_______________________29
Глава 2. Анализ доходной и расходной частей бюджета России 44
Доходы бюджета____________________________44
Расходы бюджета___________________________45
Глава 3. Практические рекомендации для повышения эффективности распределения бюджета страны__________________________________47
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложения 50

Файлы: 1 файл

курсовой проект содержание+глава1+2.docx

— 692.69 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3 

Глава 1. Источник формирования бюджета страны 5

    1. Основные понятия бюджета___________________5
    2. Социально-экономическая сущность бюджета страны_________________________________________________5
    3. Источник формирования бюджета страны_______10
    4. Бюджетная система РФ_______________________29

Глава 2. Анализ доходной и  расходной частей бюджета России 44

    1. Доходы бюджета____________________________44
    2. Расходы бюджета___________________________45

Глава 3. Практические рекомендации для повышения эффективности  распределения бюджета страны__________________________________47

Заключение 48

Список используемой литературы 49

Приложения 50

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы  любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита  – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.             

С помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При правильном подходе бюджет объективно является не просто средством государственного экономического регулирования, а также реально влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Таким образом, ни одно государство не может существовать без бюджета. Именно поэтому изучение бюджета страны является важной и актуальной темой.     

Цель  исследования: раскрыть тему курсового проекта.     

Задачи  курсового проекта предопределяются целью, и состоят в том что бы:

  • дать понятие бюджету страны;
  • выявить источник формирования бюджета страны;
  • показать бюджетную систему РФ в современных условиях;
  • проанализировать доходную и расходную части бюджета РФ;
  • разработать конкретные предложения для повышения эффективности распределения бюджета страны.

 

          Объектом исследования проекта является бюджет страны, представляющий собой централизованный фонд денежных ресурсов,  который используется Правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Источник формирования бюджета страны

    1. Основные понятия бюджета

Понимание  понятия  « бюджет » является очень важным. Оно неразрывно связано с такими понятиями как «бюджетная система» и «бюджетное планирование». 

Бюджетная система — совокупность бюджетов разных видов и уровней, которые находятся в определенной взаимосвязи.

Бюджетное планирование — планомерный процесс упорядочения, рассмотрения, утверждение и выполнение бюджета. Это комплекс методологических, организационно-технических и методических мероприятий, определяющих объемы прибылей и суммы расходов бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетное прогнозирование — определение вероятностных показателей прибылей и расходов на перспективу. Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которой формируются концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты.

Бюджетный период — срок, на протяжении которого действует составленный и утвержденный бюджет.

Бюджетный цикл — срок от начала упорядочения проекта бюджета до утверждения отчета о его выполнении законодательным органом государства.

    1. Социально-экономическая сущность бюджета страны

Архивы донесли до нас  сведения, что слово “бюджет” происходит от нормандского bouge, bougtte,1 что в переводе означает “карман”, “мешок”, “кожаный мешок”. Это слово начали использовать англичане, произносившие его как [budget], называя им кожаный мешок, в котором приносили в парламент документы, где были сведения о государственных доходах и расходах. Затем этим словом стали называть доклад канцлера казны, с которым он выступал в парламенте.

Первые попытки составления  бюджета зафиксированы во Франции  во времена Филиппа Красивого (1302 г.). В дальнейшем эта практика была прекращена, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно  распоряжался всеми государственными средствами. Финансы государства  не были отделены от королевских.

Возвратились к составлению  смет доходов и расходов во времена  министра финансов Сюлли (1599 - 1611 гг.). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777 - 1781 гг. и 1788 - 1790 гг.), ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правила составления бюджета, которые существуют до наших дней.

Однако нарождавшийся  новый класс буржуазии был  заинтересован в получении финансовой поддержки со стороны государства  и активно выступал против неограниченных финансовых прав монархов. Буржуазия  требовала установления контроля над  государственными расходами, правом учреждения и отмены налогов. Эти требования были воплощены в жизнь в результате буржуазных революций.

Борьба буржуазии в  области финансов послужила исходной предпосылкой возникновения и развития бюджета.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:

1) возникают в распределительном  процессе;

2) связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетные отношения многообразны (между секторами экономики, сферами  общественной деятельности, отраслями  народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определённая доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических  и социальных задач и т. п.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет - основной финансовый план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между  основными группами носителей различных  социально-экономических интересов  в стране. Это компромисс между  собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности, доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между  общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными  и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов  и бюджетных дотаций. Каждый такой  компромисс сопровождается борьбой.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение (по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур), бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

    • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
    • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями;
    • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
    • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции: распределительную, перераспределительную и контрольную.

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда часть национального богатства.

 Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны, то есть это вновь созданная стоимость обычно за год.

Национальное  богатство- совокупность материальных благ, созданных трудом и накопленных, которыми располагает общество.

Основные направления  распределительной функции связаны  с перераспределением национального  дохода, вмешательством в процесс  общественного воспроизводства, финансовым обеспечением социальной политики, обеспечением монопольной прибыли.

 

    1. Источник формирования бюджета страны

 

Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах  независимо от их общественно-экономического  устройства и политической ориентации — налоговый.

Налог — это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж денежных средств, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Иногда в связи с чрезвычайными расходами, например в период войны или послевоенной разрухи, для формирования доходов бюджета правительство может прибегнуть и к использованию национального богатства, созданного предыдущими поколениями.2

Налоги  представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между  членами общества и имеют целью  уменьшение неравенства в доходах. Налоги выражают обязанности юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Информация о работе Источник формирования бюджета страны