Акцизы как источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных актов.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
2. Исследовать различные формы государственных доходов.
3. Проанализировать понятие акциза.
4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5
1.2 Виды государственных доходов 7
2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15
2.1 Понятие акциза 15
2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16
2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17
2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19
3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20
4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Акцизы.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5

1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5

1.2 Виды государственных доходов 7

2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15

2.1 Понятие акциза 15

2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16

2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17

2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19

3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20

4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 30 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов. 

     Доходы  бюджета в соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации [1] (далее БК РФ) - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

     Одним из видов налоговых поступлений  являются акцизы.  Государство регулирует денежные поступления в бюджет через  непосредственное установление подакцизных  товаров, и установление  на территории Российской Федерации налоговых  ставок на акцизные товары. БК РФ и законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных  районов налоговые ставки и нормативы  отчислений для зачисления доходов  от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие  местные бюджеты.

     Изучение  регулирования государственных  доходов и акцизов, как одного из видов государственных доходов, актуально в настоящее время, так как акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины, и мы должны понимать, как происходит регулирование  доходов государства, в том числе и доходов от акцизов.

     Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов  государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов  на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных  актов.

     Поставленная  цель обусловила необходимость решения  ряда взаимосвязанных задач:

    1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
    2. Исследовать различные формы государственных доходов.
    3. Проанализировать понятие акциза.
    4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
    5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
    6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.

     Предметом курсовой работы являются отношения, возникающие в процессе регулирования государственных доходов.

     Объектом  курсовой работы выступает правовое регулирование установления акцизов.

     Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую  и информационную основу настоящей  работы составляют труды Панскова В.Г., Саттаровой Н.А., Седовой Н.В. и др. авторов.

     Нормативной базой послужили Налоговый кодекс РФ, законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные  акты, также использованы постановления  Пленума Верховного Суда РФ.

     Методологическую  базу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной  действительности. Применялись также  основанные на нем общенаучные и  частнонаучные методы, прежде всего, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и другие.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.  

 

1 ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ДОХОДОВ

     1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа

     Любому  государству для выполнения своих  задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства  направляется часть национального  дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные  доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной  власти и, как следствие, успешного  выполнения государством своих задач  и функций. Поскольку само государство - учреждение постоянное, то и потребности  его в финансовых ресурсах также явление постоянное [32. С. 17]

     В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть  национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения  и перераспределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы, необходимой  для выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов [26. С. 128].

     Вместе  с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства Российской Федерации, а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк») [21. С. 258].

     По  мнению автора курсовой работы, в рассмотренном определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что основным моментом является извлечение дохода, как в денежной, так и в натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в течение которого получен данный государственный доход [33. С. 23].

     На  основании изложенного понятие  «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).

     Для осуществления своих функций  государству требуются соответствующие  финансовые ресурсы, поэтому в его  собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство  располагает своими доходами, т.е. государственными доходами. Они находятся в собственности  Российской Федерации и ее субъектов, распоряжаются ими соответствующие  органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают  города и районы, а также входящие в них административно-территориальные  образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

     В процессе формирования доходов государство  привлекает в свое распоряжение часть  чистого дохода, создаваемого в различных  областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и  т.д. В формировании доходов государства  участвуют все звенья финансовой системы. [29. С.17]

     По  своей структуре государственные  доходы представляют собой совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

     Государственные доходы зачисляются в различные  государственные денежные фонды  — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

     1.2 Виды государственных доходов

     Доходы  государственных бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В соответствии с ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования [26. С. 254].

     Доходы  государства в зависимости от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений.

     В зависимости от права собственности  выделяют собственные доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным  доходам бюджетов относятся:

     а) налоговые доходы, зачисляемые в  бюджеты в соответствии с бюджетным  законодательством РФ и законодательством  РФ о налогах и сборах;

     б) неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  законодательством РФ, законами субъектов  РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований;

     в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, таких, как дотации из других бюджетов бюджетной  системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы  РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольные пожертвования.

     Под собственными доходами понимаются такие  виды доходов, которые законодательством  РФ (ст. 47 БК РФ) полностью или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы  зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют  собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

     В состав налоговых доходов бюджетов включены:

     а) федеральные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные в  ст. 13 Налогового Кодекса Российской Федерации [3] (далее НК РФ) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

     б) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в  соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации  и обязательные к уплате на территориях  субъектов Российской Федерации (налог  на имущество организаций, налог  на игорный бизнес и транспортный налог);

Информация о работе Акцизы как источник доходов бюджета