Акцизы как источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных актов.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
2. Исследовать различные формы государственных доходов.
3. Проанализировать понятие акциза.
4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5
1.2 Виды государственных доходов 7
2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15
2.1 Понятие акциза 15
2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16
2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17
2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19
3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20
4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Акцизы.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

     в) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  муниципальных образований установленных (земельный налог и налог на имущество физических лиц);

     г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);

     д) пени и штрафы.

     Пеней, относимой к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся  сумм налогов или сборов, в том  числе налогов, уплачиваемых в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению  с установленным законодательством  о налогах и сборах сроки. Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах [22. С. 54].

     В основе выделения налоговых видов  доходов бюджетов лежит налоговый  метод образования публичных  доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований (ст. 8 НК РФ). Объемы поступлений  от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку  они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты [21. С. 158].

     Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер. Неналоговые  доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов». Порядок установления, взимания неналоговых доходов регламентируется нормативными правовыми актами различного характера.

     К неналоговым доходам бюджетов в  соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

     а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, государственных  и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

     б) доходы от продажи имущества (кроме  акций и иных форм участия в  капитале, государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней), находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, государственных  и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Поступления  от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в государственной  собственности, собственности субъектов  РФ, муниципальной собственности  в соответствии со ст. 94-96 БК РФ являются источниками внутреннего финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов. Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и других драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, согласно ст. 94 БК РФ, относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

     в) доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

     г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия, перечень и нормативы распределения  которых между бюджетами бюджетной  системы конкретизированы в ст. 46 БК РФ;

     д) средства самообложения граждан, к  которым относятся разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

     е) иные неналоговые доходы.

     Состав  доходов бюджетов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, конкретизированный в ст. 42 БК РФ, следующий:

     а) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и  муниципального имущества, за исключением  имущества автономных учреждений и  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных;

     б) средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

     в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений и государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

     г) плата за пользование бюджетными кредитами;

     д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным  образованиям;

     е) часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

     ж) другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений и государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

     Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений  и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в  состав доходов бюджета после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством РФ о налогах  и сборах. При этом уплаченные с  таких доходов налоги и сборы  относятся к налоговым доходам бюджетов [21. С. 15].

     Одними  из основных источников неналоговых  доходов являются поступления от продажи и использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Порядок продажи имущества закреплен ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [4]. Неналоговые доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образуются за счет средств от возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности России, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

     При помощи использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, могут быть получены различные виды неналоговых доходов, перечисленные в ст. 42 БК РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, под залог либо в доверительное управление в соответствии с п. 4 ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации [2] (далее ГК РФ). Доходы, получаемые от передачи в залог и от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также относятся к неналоговым доходам бюджетов.

     В государственной и муниципальной  собственности могут находиться доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, а также акции. Прибыль, приходящаяся на доли, принадлежащие  государству или муниципальным  образованиям в уставных (складочных) капиталах, и дивиденды по принадлежащим  им акциям также учитываются в  составе неналоговых доходов  бюджетов. Источником пополнения доходов  бюджетов служит и та часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, которая  остается после уплаты причитающихся  налогов и иных обязательных платежей.

     Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности

     Порядок учета доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных  правовых актах подзаконного характера. Например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г. № 689 был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования [5].

     В определенной степени и бюджетные  кредиты можно рассматривать  как доходы бюджетов. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные кредиты - это  денежные средства, предоставляемые  одним бюджетом другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением  государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и  возмездной основе. В соответствии со ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может  быть предоставлен Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

     К безвозмездным поступлениям относятся: дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции  из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольные пожертвования.

     Доходы  от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, в соответствии со ст. 40 БК РФ зачисляются на счета  органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации  и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями  данного Кодекса, между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также  бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

     Органы  Федерального казначейства в установленном  Министерством финансов Российской Федерации порядке ведут учет доходов, поступивших в бюджетную  систему Российской Федерации, и  распределяют их между бюджетами  в соответствии с кодом бюджетной  классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органов Федерального казначейства.

     Внедрение единого счета Федерального казначейства позволяет обеспечить соблюдение нормативов распределения доходов между  уровнями бюджетной системы. С внедрением единого счета Федерального казначейства налогоплательщики были выведены из бюджетных правоотношений. Именно органы Федерального казначейства подсчитывают, сколько уплачено налогов и сборов и неналоговых доходов, учитывают  эту информацию при определении  общего объема того или иного дохода, поступившего на конкретной территории, и определяют, как этот доход должен распределяться между федеральным  и региональным бюджетом. [26. C. 198].

     Средства  бюджетной системы образуются в  основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в государственных  банках и т.п.). Однако подавляющее  количество средств аккумулируется с помощью налогов. Поэтому налоговые  отношения составляют важнейший  институт финансовой системы Российской Федерации.

Информация о работе Акцизы как источник доходов бюджета