Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных актов.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
2. Исследовать различные формы государственных доходов.
3. Проанализировать понятие акциза.
4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5
1.2 Виды государственных доходов 7
2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15
2.1 Понятие акциза 15
2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16
2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17
2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19
3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20
4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
В
судебно-арбитражной практике споры
по налогообложению акцизами в основном
связаны с установлением
В
соответствии со ст. 200 НК РФ налогоплательщик
имеет право уменьшить сумму
акциза по подакцизным товарам на
установленные настоящей
Из содержания данной нормы следует, что воспользоваться правом на уменьшение суммы акциза на налоговые вычеты налогоплательщик может в случае, если будут соблюдены два условия:
Таким
образом, предъявление налогоплательщиком
акциза к вычету производится при
наличии доказательств его
Так, по делу № А60-21261/2007-С8 [18] общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику доначислены суммы акциза. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету суммы акцизов, уплаченных при приобретении спиртованного настоя, использованного при производстве водки, поскольку ГОСТом, регламентирующим ее производство на территории Российской Федерации, применение спиртованных настоев в качестве основного сырья при производстве водки не предусмотрено.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судами вышестоящих инстанций [20], заявленные требования удовлетворены, при этом суды исходили из того, что налогоплательщик выполнил все предусмотренные ст. 200-201 НК РФ условия для применения налоговых вычетов по акцизам, а именно доказал факты оплаты сумм акциза при приобретении подакцизного товара и его дальнейшего использования в качестве сырья при производстве других подакцизных товаров.
Довод
налогового органа о том, что общество
не вправе применять вычет по приобретенному
спиртованному настою, использованному
в качестве основного сырья в
нарушение нормативных
Государство всегда стремилось влиять на уровень производства и потребления алкоголя за счёт повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию. Механизм ограничивающего регулирования посредством акциза на алкогольную продукцию можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат предприятия, снижая его заинтересованность в производстве алкогольной продукции. Сокращение производства (а, значит, и рыночного предложения) алкогольной продукции в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях – снижение спроса. Однако необходимо учитывать, что чересчур высокое повышение налоговых ставок может привести к негативным последствиям. В частности, повышение в начале 2000 года акцизов на водку на 40% привело не к уменьшению её потребления, а к росту смертности от отравления алкоголем на те же 45,7% и снижению объемов легального производства [23].
Таким
образом, эффективность данного
направления регулирующего
Автор курсовой работы делает вывод о том, что производство и оборот алкогольной продукции как виды общественных отношений находятся в сфере действия нескольких отраслей права. Поэтому производство и оборот алкогольной продукции регулируются несколькими отраслевыми методами правового регулирования. Финансово-правовой метод регулирования как отраслевой метод обладает особенностями, позволяющими отделить его от схожих методов регулирования других отраслей права. Способы финансово-правового регулирования являются составной частью метода финансово-правового регулирования и имеют внешнее выражение в формах финансово-правового регулирования. Проблема финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов и иных «алкогольных» платежей в доходную часть бюджета, а вторая – с сокращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алкогольной продукции и, как следствие, охраной жизни и здоровья потребителей такой продукции и поддержкой легальных производителей.
Общественные
отношения в сфере производства
и оборота алкогольной
Автор курсовой работы считает, что правовая норма должна отличаться неколебимым постоянством, долго и трудно вырабатываться, испытываться анализом предполагаемых последствий её применения, возможными общественными оценками и только после тщательной подготовки вводиться в действие, один раз и надолго.
Но в нашей стране законодатель легко считает себя сегодня умнее, чем вчера, а завтра – чем сегодня (право – есть слово законодателя, ему принадлежит, и сегодня он захотел – завтра это слово дал, а завтра – взял его обратно), то бедное общество, пошарахавшись из стороны в сторону, вообще перестанет уважать и соблюдать законы…Другими словами, колеблет законодательство не только «дух» перемен, но и жажда придать всему значение, выгодное кому-то одному, и немедленно» [28]
Автор
курсовой работы считает, что систему
акцизных и налоговых складов
нужно усилить. С упразднением режима
налогового склада и системы акцизных
складов, появится ещё больше возможностей
для нелегального оборота алкогольной
продукции. И совершенно точно пострадает
доходная часть бюджетов тех субъектов
РФ, в которых производителей алкогольной
продукции мало или вовсе не имеется.
Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
Для
осуществления своих функций
государству требуются
В
процессе формирования доходов государство
привлекает в свое распоряжение часть
чистого дохода, создаваемого в различных
областях общественного производства,
действующего на основе разных форм собственности.
Кроме того, государство использует
для образования своей
Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Акцизы относятся к косвенным налогам. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары.
Отличительной чертой современных акцизов являются два следующих фактора.
Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства.
Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных за ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.
Общественные
отношения в сфере производства
и оборота алкогольной
Правовая
норма должна отличаться неколебимым
постоянством, долго и трудно вырабатываться,
испытываться анализом предполагаемых
последствий, тогда сократиться производство
фальсифицированной алкогольной продукции.