Акцизы как источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных актов.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
2. Исследовать различные формы государственных доходов.
3. Проанализировать понятие акциза.
4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5
1.2 Виды государственных доходов 7
2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15
2.1 Понятие акциза 15
2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16
2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17
2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19
3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20
4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Акцизы.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

      В судебно-арбитражной практике споры  по налогообложению акцизами в основном связаны с установлением правомерности  использования налоговых вычетов  и льгот в виде освобождения от налогообложения акцизами.

      В соответствии со ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму  акциза по подакцизным товарам на установленные настоящей статьей  налоговые вычеты. В частности, вычетам  подлежат суммы акциза, предъявленные  продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров  либо уплаченные налогоплательщиком при  ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных  товаров.

      Из  содержания данной нормы следует, что  воспользоваться правом на уменьшение суммы акциза на налоговые вычеты налогоплательщик может в случае, если будут соблюдены два условия:

    • суммы акцизов были предъявлены продавцом и уплачены налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или они были уплачены налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение;
    • приобретенные или ввезенные подакцизные товары в дальнейшем использовались в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

      Таким образом, предъявление налогоплательщиком акциза к вычету производится при  наличии доказательств его уплаты при приобретении (ввозе) подакцизных  товаров и дальнейшего их использования  в качестве сырья при производстве подакцизных товаров. Каких-либо иных условий для предъявления акциза к вычету Кодекс не предусматривает.

      Так, по делу № А60-21261/2007-С8 [18] общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику доначислены суммы акциза. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету суммы акцизов, уплаченных при приобретении спиртованного настоя, использованного при производстве водки, поскольку ГОСТом, регламентирующим ее производство на территории Российской Федерации, применение спиртованных настоев в качестве основного сырья при производстве водки не предусмотрено.

      Решением  суда первой инстанции, оставленным  без изменений судами вышестоящих  инстанций [20], заявленные требования удовлетворены, при этом суды исходили из того, что налогоплательщик выполнил все предусмотренные ст. 200-201 НК РФ условия для применения налоговых вычетов по акцизам, а именно доказал факты оплаты сумм акциза при приобретении подакцизного товара и его дальнейшего использования в качестве сырья при производстве других подакцизных товаров.

      Довод налогового органа о том, что общество не вправе применять вычет по приобретенному спиртованному настою, использованному  в качестве основного сырья в  нарушение нормативных документов, регламентирующих производство алкогольной  продукции, судом не принят во внимание, поскольку нормами ст. 22 НК РФ такого основания для отказа в применении вычетов по акцизам, как несоответствие продукции ГОСТу, не предусмотрено [12].

 

      

4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ

     Государство всегда стремилось влиять на уровень производства и потребления алкоголя за счёт повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию. Механизм ограничивающего регулирования посредством акциза на алкогольную продукцию можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат предприятия, снижая его заинтересованность в производстве алкогольной продукции. Сокращение производства (а, значит, и рыночного предложения) алкогольной продукции в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях – снижение спроса. Однако необходимо учитывать, что чересчур высокое повышение налоговых ставок может привести к негативным последствиям. В частности, повышение в начале 2000 года акцизов на водку на 40% привело не к уменьшению её потребления, а к росту смертности от отравления алкоголем на те же 45,7% и снижению объемов легального производства [23].

     Таким образом, эффективность данного  направления регулирующего воздействия  акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за производством  и оборотом алкогольной продукции, «насколько прочны преграды для проникновения алкогольной продукции на рынок без обложения акцизом» [24].

     Автор курсовой работы делает вывод о том, что производство и оборот алкогольной продукции как виды общественных отношений находятся в сфере действия нескольких отраслей права. Поэтому производство и оборот алкогольной продукции регулируются несколькими отраслевыми методами правового регулирования. Финансово-правовой метод регулирования как отраслевой метод обладает особенностями, позволяющими отделить его от схожих методов регулирования других отраслей права. Способы финансово-правового регулирования являются составной частью метода финансово-правового регулирования и имеют внешнее выражение в формах финансово-правового регулирования. Проблема финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов и иных «алкогольных» платежей в доходную часть бюджета, а вторая – с сокращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алкогольной продукции и, как следствие, охраной жизни и здоровья потребителей такой продукции и поддержкой легальных производителей.

     Общественные  отношения в сфере производства и оборота алкогольной продукции  регулируются различными отраслями  российского права. Среди последних, безусловно, важное место занимает финансовое право. Проблема финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов и иных «алкогольных» платежей в доходную часть бюджета, а вторая – с сокращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алкогольной продукции и, как следствие, охраной жизни и здоровья потребителей такой продукции и поддержкой легальных производителей.

     Автор курсовой работы считает, что правовая норма должна отличаться неколебимым постоянством, долго и трудно вырабатываться, испытываться анализом предполагаемых последствий её применения, возможными общественными оценками и только после тщательной подготовки вводиться в действие, один раз и надолго.

     Но  в нашей стране законодатель легко считает себя сегодня умнее, чем вчера, а завтра – чем сегодня (право – есть слово законодателя, ему принадлежит, и сегодня он захотел – завтра это слово дал, а завтра – взял его обратно), то бедное общество, пошарахавшись из стороны в сторону, вообще перестанет уважать и соблюдать законы…Другими словами, колеблет законодательство не только «дух» перемен, но и жажда придать всему значение, выгодное кому-то одному, и немедленно» [28]

     Автор курсовой работы считает, что систему  акцизных и налоговых складов  нужно усилить. С упразднением режима налогового склада и системы акцизных складов, появится ещё больше возможностей для нелегального оборота алкогольной продукции. И совершенно точно пострадает доходная часть бюджетов тех субъектов РФ, в которых производителей алкогольной продукции  мало или вовсе не имеется.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.

     Для осуществления своих функций  государству требуются соответствующие  финансовые ресурсы, поэтому в его  собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство  располагает своими доходами, т.е. государственными доходами. Они находятся в собственности  Российской Федерации и ее субъектов, распоряжаются ими соответствующие  органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают  города и районы, а также входящие в них административно-территориальные  образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

     В процессе формирования доходов государство  привлекает в свое распоряжение часть  чистого дохода, создаваемого в различных  областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и  т.д. В формировании доходов государства  участвуют все звенья финансовой системы.

     Акцизы  являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Акцизы относятся к косвенным  налогам. В этом случае деньги в казну  изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители  товаров и торговцы, этот налог  включается в цену производимой и  продаваемой продукции, и таким  образом налоговое бремя несут  те, кто покупает данные товары. Эти  налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары.

     Отличительной чертой современных акцизов являются два следующих фактора.

     Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции с поправкой  на инфляцию. Налог в процентах  от стоимости сложно применять на стадии производства из-за трудности  расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость  рассчитывается на основе этой цены, после  чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции  и взимается налог на стадии производства.

     Во-вторых, методы налогообложения добавленной  стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных за ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов и  использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

     Общественные  отношения в сфере производства и оборота алкогольной продукции  регулируются различными отраслями  российского права. Среди последних, безусловно, важное место занимает финансовое право. Проблема финансово-правового  регулирования производства и оборота  алкогольной продукции в основном имеет две тесно взаимосвязанные  составляющие. Первая составная часть  связана с обеспечением поступления  акцизов и иных «алкогольных» платежей в доходную часть бюджета, а вторая – с сокращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алкогольной продукции и, как следствие, охраной жизни и здоровья потребителей такой продукции и поддержкой легальных производителей.

     Правовая  норма должна отличаться неколебимым  постоянством, долго и трудно вырабатываться, испытываться анализом предполагаемых последствий, тогда сократиться производство фальсифицированной алкогольной продукции. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации первая часть от 30 ноября 1994 г № 52-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г № 146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г № 230-ФЗ (с последними дополнениями и изменениями от 4 октября 2010 г) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32.                 Ст. 3340.
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251
  5. Постановление Правительства РФ от 24 июня 1999 г. № 689  «Об утверждении Порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования» // СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3376.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.03 № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в связи с запросом Арбитражного суда Псковской области и жалобой гражданина А.Н. Гасанова» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 47. Ст. 4586.
  7. Указание Центрального Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»« // Вестник Банка России. 2002. № 74.
  8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.05 № 2 «Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты» // Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора. 2006 . № 1.
  9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 11251/06 по делу № А20-9445/2004 // СПС Гарант
  10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 4594/07 по делу № А03 -11117/06-21 // СПС Гарант
  11. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // СПС Гарант
  12. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 9926/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС Гарант
  13. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2007 г. № Ф09-3581/07-С2 // СПС Гарант
  14. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2008 г. № Ф09-2079/08-С2. // СПС Гарант
  15. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф09-2186/08-С2 по делу № А76-6452/07 // СПС Гарант
  16. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2007 г. № Ф09-3008/07-С2 по делу № А71-267/06. // СПС Гарант
  17. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2007 г. по делу № А60-964/2007-С8 // СПС Гарант
  18. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2007 г. по делу № А60-21261/2007-С8 // СПС гарант
  19. Постановление XVII арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2007 г. № 17АП-1017/2007-АК по делу № А60-35722/2006-С8 // СПС Гарант
  20. Постановление XVII арбитражного апелляционного суда от 28 января 2008 г. № 17АП-77/2008-АК по делу № А60-35722/2006-С8 // СПС Гарант
  21. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебно-практическое пособие пособие. – М., Юстицинформ, 2007 г. – 452 с.
  22. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М., Дело, 2004. – 312 с.
  23. Налоговое расследование: Экспериментальное учебно-методическое пособие. / Под общей редакцией Ю.Ф. Кваши. – М.: Юристъ, 2000. – 216 c.
  24. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие / Под редакцией Ю.Ф. Кваши. – М.: Юристъ, 2001. – 168 с.
  25. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М., Финансы и статистика, 2006. – 320 с.
  26. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М., Деловой двор, 2009. – 516 с.
  27. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие / Под редакцией А.Ю.Казанской. – М., 2008. – 126 с.
  28. Амосов С.М. Взгляд на грани единой системы // Юрист. – 2005. – № 36. – с. 14-16
  29. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы. – 2002. – № 2. – с. 16-19
  30. Пансков В.Г. Проблемы решаются. Проблемы остаются // Налоговый вестник. – 2005. - № 1. – с. 15-18.
  31. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. // Налоговый вестник. -  2006. - № 5 – с. 20-21
  32. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России // Финансы. – 2001. - № 12. – с.17-20
  33. Соловьёв И.Н. Выявление налоговых нарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник. – 2000. - № 4. – с.23-24
  34. www.dic.academic.ru
  35. www.Wikipedia.ru

Информация о работе Акцизы как источник доходов бюджета