Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение системы регулирования доходов государства и изучение акцизов, как вид государственных доходов на основе анализа Бюджетного кодекса, Налогового Кодекса и других нормативных актов.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие государственных доходов, их правовую основу.
2. Исследовать различные формы государственных доходов.
3. Проанализировать понятие акциза.
4. Изучить порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
5. Исследовать объекты налогообложения акцизами
6. Проанализировать судебную и арбитражную практику по делам, связанным с акцизами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие государственных доходов, их правовая основа 5
1.2 Виды государственных доходов 7
2 АКЦИЗЫ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 15
2.1 Понятие акциза 15
2.2 Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов 16
2.3 Сумма налога и налоговые вычеты 17
2.4 Сроки и порядок уплаты налога 19
3 ОБЗОР СУДЕБНОЙ И АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ВЗИМАНИЕМ АКЦИЗА 20
4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АКЦИЗОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Акциз — косвенный, федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены [35].
Акциз
- это косвенный налог, взимаемый
с налогоплательщиков, производящих
и реализующих подакцизную
Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров (то есть выступают в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т. д.).
Акцизы
устанавливаются с целью
Акцизы наделены рядом специфических черт:
Автор курсовой работы обращает внимание на то, что акцизы – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.
Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В соответствии с НК РФ налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров. Начиная с сентября 1995 года, перечень облагаемых акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым корректировкам, особенно в назначении товаров производственного назначения и сырьевых товаров (нефть, включая газовый конденсат).
Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.
Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:
Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
Организации и физические лица становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами. Таковыми являются, в частности, российские организации, а также иностранные юридические лица, международные организации, созданные на российской территории. Плательщиками налога по подакцизным товарам, производимым на российской территории, являются также иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели [22. С. 98].
Автор курсовой работы обращает внимание на то, что налогоплательщики несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акциза. Вместе с тем НК РФ установлено, что лицом, исполняющим обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, является лицо, ведущее дела простого товарищества или договора о совместной деятельности. В том же случае, если ведение дел простого товарищества или договора о совместной деятельности осуществляется совместно всеми участниками, они должны самостоятельно определить участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза.
Сумма налога по товарам, облагаемым по твердым (специфическим) налоговым ставкам, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии с изложенным выше порядком.
Сумма налога по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по товарам, облагаемым по смешанным ставкам, исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и по твердым ставкам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода, который по акцизам установлен как календарный месяц [25. С. 204].
Для
определения времени
При реализации или передаче подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов, в розницу акциз включается в цену указанного товара, и при этом на ярлыках товаров и ценниках, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога выделяться не должна. [32. С. 18].
При передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям передачи произведенных из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику этого сырья, должна предъявляться к оплате указанному собственнику давальческого сырья. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза при этом должна быть выделена отдельной строкой. [28. С. 14].
В частности, вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные им при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа и использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров [25. С. 206].
Вычеты могут производиться также в случае передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если давальческим сырьем являются подакцизные товары. В этом случае вычитаются суммы налога, предъявленные и уплаченные собственником указанного давальческого сырья при его приобретении или уплаченные им при ввозе этого сырья, выпущенного в свободное обращение на российскую территорию, а также суммы налога, предъявленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья при его производстве.
Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При оптовой реализации нефтепродуктов акциз уплачивается не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
По спирту этиловому, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и пиву уплата акциза производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. При реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций уплата акциза производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующие сроки:
НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемых ими операций, являющихся объектом обложения акцизом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Автор курсовой работы замечает что налогоплательщики, имеющие свидетельство на оптовую реализацию, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Арбитражным судом Свердловской области в 2007 г. рассмотрено несколько дел, касающихся правомерности включения лицами, не имеющими свидетельств на осуществление операций с нефтепродуктами, в состав расходов по единому налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу сумм акциза. По указанным делам юридические лица и индивидуальные предприниматели заключали договоры комиссии с организациями, зарегистрированными в качестве лиц, осуществляющих операции с нефтепродуктами. Согласно договору комиссии комиссионер по поручению комитента приобретал и реализовывал горючесмазочные материалы (далее - ГСМ). Комитент выплачивал комиссионеру вознаграждение за исполнение поручения, а также суммы акциза, которые договором комиссии были отнесены на счет комитента. Уплаченные комиссионеру денежные суммы он относил на расходы при исчислении налога на доходы физических лиц, единого налога.
Налоговые органы посчитали включение в расходы сумм акциза неправомерным, что послужило основанием для доначисления налоговых платежей.
Вопрос о правомерности уменьшения налоговой базы на суммы акциза, судом разрешался по-разному, в зависимости от представленных налогоплательщиком доказательств того, был ли акциз включен в стоимость нефтепродуктов, реализованных комиссионером.
По делу № А60-964/2007-С8 суды первой и апелляционной инстанций [17] пришли к выводу, что общество (комитент) не вправе было включать суммы акцизов в состав расходов по единому налогу, исходя из следующего.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по получению нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами).
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Уплаченная
комиссионером при приобретении
нефтепродуктов сумма акциза в стоимость
ГСМ для дальнейшей реализации комитентом
не включалась, а была отнесена на расходы,
уменьшающие налогооблагаемую базу
по единому налогу, о чем свидетельствуют
книга учета доходов и