Источник формирования бюджета страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть тему курсового проекта.
Задачи курсового проекта предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие бюджету страны;
выявить источник формирования бюджета страны;
показать бюджетную систему РФ в современных условиях;
проанализировать доходную и расходную части бюджета РФ;
разработать конкретные предложения для повышения эффективности распределения бюджета страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Источник формирования бюджета страны 5
Основные понятия бюджета___________________5
Социально-экономическая сущность бюджета страны_________________________________________________5
Источник формирования бюджета страны_______10
Бюджетная система РФ_______________________29
Глава 2. Анализ доходной и расходной частей бюджета России 44
Доходы бюджета____________________________44
Расходы бюджета___________________________45
Глава 3. Практические рекомендации для повышения эффективности распределения бюджета страны__________________________________47
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложения 50

Файлы: 1 файл

курсовой проект содержание+глава1+2.docx

— 692.69 Кб (Скачать)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Элементы бюджетной системы  делятся на два уровня базисный и  настроечный.

Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные  внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.

Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной  системой законодательной власти (государственная  дума) и исполнительной власти (центральный  банк, казначейство, счётная палата).

В последние годы роль и  значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Российская Федерация  имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право  устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации12.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  в Российской Федерации формируется  централизованный финансовый (денежный) фонд –  федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

 

Вывод к Главе 1

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ доходной и расходной частей бюджета России

2.1.  Доходы бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной  классификацией выделяются следующие  основные виды налоговых доходов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала (на рисунке 1  рассматривается динамика налога на прибыль организации);
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины, сборы. ( на рисунке 2 рассматривается динамика налога на добавленную стоимость на товары, реализуемых на территории Российской Федерации).

В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных  расходов недостаточно собственных  средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные  ссуды из иных бюджетов, по решению  представительных органов власти в  установленном порядке выпускать  займы на инвестиционные цели на соответствующих  территориях, брать краткосрочные  кредиты коммерческих банков.

Особенностью заемных  средств как источника бюджетных  доходов является условие их возвратности.

Конкретный состав доходов  и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми  актами о соответствующем бюджете  на каждый год.

Прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  за 2012 год равен 12 865 925 621,0 тыс. рублей13. На рисунке 3 мы рассмотрим динамику всех доходов федерального бюджета.

 

2.2. Расходы бюджета

 

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

Важный признак классификации  расходов бюджета - предметный. При  этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

    • финансирование промышленного производства;
    • финансирование социально-культурных мероприятий;
    • финансирование науки;
    • финансирование обороны;
    • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    • расходы по внешнеэкономической деятельности;
    • создание резервных фондов;
    • расходы по обслуживанию государственного долга;
    • прочие расходы и выплаты. 

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным  группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Общий объем расходов федерального бюджета за 2012 год равен 13 387 340 174,7 тыс. рублей.

В Приложении А приведена структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов на 2012 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практические рекомендации для повышения эффективности  распределения бюджета страны

 

Современное состояние  общественного сектора в России требует проведения фундаментальных институциональных реформ, суть которых внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений.

План мероприятий  по повышению эффективности распределения бюджета страны:

  • переход на программное бюджетирование;
  • конкурентное (конкурсное) распределение бюджетных ресурсов;
  • превращение бюджета в инструмент управления (управленческий учет);
  • оценка качества финансового менеджмента ГРБС и муниципальных учреждений;
  • муниципальный финансовый контроль (проблемы осуществления внутреннего и внешнего контроля);
  • расширение рынка поставщиков муниципальных услуг, развитие новых форм оказания услуг;
  • применение результатов оценки исполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг в бюджетном процессе.

 

 

Заключение

 

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации чрезвычайно  сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации, местные бюджеты. Федеральный  бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение  доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные  же бюджеты способствуют осуществлению  конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного  ее развития. И налицо вывод - оптимальное  функционирование бюджетного механизма  возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных  уровней и четкого, справедливого  баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о  стабильной и быстрорастущей экономике.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета  большинства стран стал бюджетный  дефицит – превышение расходов над  доходами. Бюджетный дефицит может  быть следствием неблагоприятной экономической  конъюнктуры или результатом  целенаправленно проводимой бюджетной  политики.

 Для разграничения  причин бюджетного дефицита используют  понятие структурного бюджетного  дефицита – состояние бюджета  приданной налоговой системе  и данном уровне государственных  расходов и потенциальном ВНП.  Разность между фактическим дефицитом  и структурным характеризует  циклический  бюджетный  дефицит , вызванный спадом  производства и наличием безработицы выше естественного уровня. 

 В ходе курсового проекта были достигнуты ранее поставленные задачи.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Конституция РФ, Статья 72
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года. Часть 1, Статья 8, пункт 1.
  3. Часть вторая НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ от 05.08.2000 № 117-Ф3
  4. Налоговый кодекс РФ  часть 2 гл. 21 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
  5. Приказ Минфина РФ №31н от 03.03.05
  6. Бюджетный Кодекс РФ статья 6 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
  7. Глава 5 бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ
  8. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - VI.-ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686с.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82
  10. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138567;fld=134;dst=100009;rnd=0.4234315659850836

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Рисунок 1. Динамика доходов  федерального бюджета. Налог на прибыль организаций.

Рисунок 2.  Динамика доходов федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость.

Приложение А

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы 

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3

Информация о работе Источник формирования бюджета страны