Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению доходов бюджета Омской области. Цель курсовой работы, рассмотреть сущность и структуру доходов регионального бюджета, проанализировать динамику доходных статей бюджета Омской области.
Основными задачи курсовой работы являются:
Выявить теоретические основы доходов бюджета Омской области;
Сущность доходов бюджета Омской области;
Какое место занимают доходы бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития бюджета;
Оценить доходы бюджета Омской области за 2008-2010 года.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших документов,
регулирующих экономическую жизнь общества,
является государственный бюджет, который
воспринимается как важнейший юридический
закон экономической
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет,
как фонд денежных средств, в цельном виде
никогда не существует, т.к. по мере поступления
доходов они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования и использования
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению доходов бюджета Омской области. Цель курсовой работы, рассмотреть сущность и структуру доходов регионального бюджета, проанализировать динамику доходных статей бюджета Омской области.
Основными задачи курсовой работы являются:
Выявить теоретические основы доходов бюджета Омской области;
Сущность доходов бюджета Омской области;
Какое место занимают доходы бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития бюджета;
Оценить доходы бюджета Омской области за 2008-2010 года.
При написании курсовой работы использовались методы описания, анализа. Источниками служили книги, периодические издания, журналы.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность доходов регионального бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций [12, c. 178].
По своему материально-вещественному
предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
заработная плата работников
сферы материального и
доходы лиц, работающих не по найму;
рента собственников земли;
ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, правительство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).
Огосударствление национального дохода
осуществляется правительством разными методами.
Основными методами, используемыми органами
государственной власти для перераспределения
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
неналоговые доходы, за исключением
доходов от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
безвозмездные перечисления [1].
Финансовая помощь не является
собственным доходом соответствующего
бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда
и выступает средством
Регулирующие доходы бюджетов
– это федеральные и региональные налоги
или иные платежи, но которым устанавливаются
Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно – налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая бюджетный кодекс РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующим бюджете на очередной год.
Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По методу взимания – на налоговые и неналоговые; по видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Государство без налогов существовать
не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях
государства частной
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – специального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме общественного содержания
налоги имеют материальную основу, т.е.
представляют собой реальную сумму денежных
средств общества, мобилизуемую государством.
При перераспределении национального дохода
налоги обеспечивают органы государственной власти
частью новой стоимости в денежной форме.
Эта часть национального
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально – экономических мероприятий.
Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присуще всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налогов выявляют их социально – экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.
Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), сопоставляющий налоговый механизм.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функций с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связано с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.
Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги.
Для выяснения роли и значения
бюджетных доходов в экономической жизни общества
их классифицируют по определенным признакам.
В теории и практике финансов существуют
несколько признаков
1.2 Налоговые доходы регионального бюджета
1. В бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат
зачислению налоговые доходы
от следующих региональных
- налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
- налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
- транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат
зачислению налоговые доходы
от следующих федеральных
- налога на прибыль
организаций по ставке, установленной
для зачисления указанного
- налога на прибыль
организаций при выполнении
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на автомобильный
бензин, прямогонный бензин, дизельное
топливо, моторные масла для
дизельных и карбюраторных (
- акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- налога на добычу
- налога на добычу полезных
ископаемых (за исключением полезных
ископаемых в виде
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений
о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (за
- сбора за пользование
объектами водных
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в
связи с применением
- налога, взимаемого в
виде стоимости патента в
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
- государственной пошлины
(подлежащей зачислению по
- по делам, рассматриваемым
конституционными (уставными) судами
соответствующих субъектов
- за совершение нотариальных
действий нотариусами
- за государственную