Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Определить природные ресурсы можно как источники и предпосылки получений необходимых людям материальных благ, то есть это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний человека.[4]
Природные ресурсы – это объекты и явления природы, используемые для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения), источников энергий (гидроэнергия, солнечная энергия, горючие ископаемые, атомное топливо) или предметов потребления (растения, животные, питьевая вода).

Оглавление

1 Понятие и принципы налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...…....3-10
2 Роль ресурсного налогообложения в поступлениях доходов бюджет…….11-19
3 Проблемы экологических налогов в России и за рубежом…………….…..20-22
Заключение……………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

доходы бюджета_кр.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1 Понятие и принципы налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...…....3-10

2 Роль ресурсного налогообложения в поступлениях доходов бюджет…….11-19

3 Проблемы экологических налогов в России и за рубежом…………….…..20-22

Заключение……………………………………………………………………….…23

Список использованной литературы……………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие и принципы  налогообложения  природных ресурсов  в Российской Федерации и за рубежом

     Определить  природные ресурсы можно как источники и предпосылки получений необходимых людям материальных благ, то есть это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний человека.[4]

     Природные ресурсы – это объекты и явления природы, используемые для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения), источников энергий (гидроэнергия, солнечная энергия, горючие ископаемые, атомное топливо) или предметов потребления (растения, животные, питьевая вода).

     Природные ресурсы включают две большие группы ресурсов – исчерпаемые и неисчерпаемые. Первые делятся на возобновимые и невозобновимые. Возобновимые природные ресурсы – это биологические ресурсы, то есть растительность и животный мир (например, лесные ресурсы, ресурсы сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных). При определенных условиях возобновимые ресурсы могут в сравнительно короткий геологический период восстановиться качественно и количественно.

     К невозобновимым природным ресурсам относится большинство полезных ископаемых — нефть, уголь, газ и  так далее. Исчерпаемость этих ресурсов связана, во-первых, с их широкомасштабным применением. Во-вторых, эти ресурсы восполняются значительно более медленными темпами, чем происходит их потребление. Изъятие этих ресурсов из природной среды происходит очень интенсивно, запасы их неуклонно уменьшаются.

     Можно также выделить относительно возобновимые ресурсы. Это, прежде всего, почвы, частично вышедшие из сельскохозяйственного оборота в результате водной и ветровой эрозии либо радиоактивного загрязнения, лесные древостой высокого возраста, торф, используемый в качестве топлива. По истечении определенного промежутка времени (от сотен до нескольких тысяч лет) эти ресурсы можно будет снова использовать.

     Группу  неисчерпаемых ресурсов составляют ресурсы солнечной энергии, ветра, морских приливов, энергия земных недр и текущая вода. Конечно, на первый взгляд, солнечная энергия, энергия морских приливов, текущая вода, атмосфера, гидросфера таят в себе неисчерпаемые возможности. Однако многие так называемые неисчерпаемые ресурсы оказываются, в конце концов, конечными из-за того, что среда их происхождения становится зачастую непригодной для сложившегося хозяйства и жизни человека (загрязнение, прямое отравление, например, атмосферы, гидросферы). Таким образом, неисчерпаемые ресурсы нельзя полностью определять исходя из их названия.[9]

     Обеспеченность страны природными ресурсами – важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.

     Производственный  потенциал страны и увеличение разносторонних потребностей общества требуют изучения закономерностей территориального распределения и оценки природных ресурсов. Процесс изучения и оценки природных ресурсов должен быть постоянным. На территории России сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. Даже при современном уровне знаний можно с полной уверенностью утверждать, что уже открытые, изученные и оцененные природные ресурсы на многие годы вперед обеспечат рост экономики страны.[8]

     Природные ресурсы – основная составляющая поступления средств в бюджет России и бюджеты многих стран мира в результате постепенного перехода на рентные принципы налогообложения. Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает расходная часть бюджета, которая в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально–экономического развития общества.[4]

     Налог – это принудительно изымаемые  государством средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства. В качестве налогообложения в России существуют различные налоги и сборы, такие как:

 –  экологический налог (взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Налог дифференцируется в зависимости от размера превышения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в трехкратном или пятикратном размере);

– водный налог (взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и особое водопользование в соответствии с законодательством);

– земельный  налог (взимается с организаций  и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения);

– налог  на добычу полезных ископаемых (плательщиками  признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ).[5,6]

       В зарубежных странах в основе системы платежей за использование природных ресурсов лежат отношения собственности и властно-хозяйственные отношения по поводу использования природных ресурсов.

       Налогообложение использования природных ресурсов, находящихся в частной собственности, как правило, производится в рамках общеустановленной системы налогообложения доходов от предпринимательской деятельности и имущества с учетом специфики объектов налогообложения. Но в большинстве случаев природные ресурсы (недра, водные ресурсы, леса, значительная часть земель) находятся в государственной собственности, и природопользователю предоставляется лишь право на их использование, обычно в форме аренды. Тогда в пользу государства-собственника дополнительно изымается часть доходов от использования природных ресурсов.

       Специфика налогообложения природных ресурсов в зарубежных странах определяется необходимостью их рационального с точки зрения всего общества использования и особенностями формирования доходов природопользователей, которые, как правило, включают значительную рентную составляющую. Понятие ренты является основополагающим для экономики природных ресурсов и определения принципов их налогообложения. Дифференциальная рента представляет собой дополнительный доход от использования природных ресурсов, обусловленный природными свойствами эксплуатируемого объекта природопользования. Ее возникновение связано с тем, что единые рыночные цены на природные ресурсы формируются исходя из спроса на них и общего объема их предложения без учета обусловленных природными свойствами различий в предельных издержках. Они ориентированы на предельные издержки на объектах с относительно худшими природными условиями. В результате природопользователи, эксплуатирующие объекты с относительно лучшими природными условиями и имеющие меньшие предельные издержки, которые не могут быть воспроизведены конкурентами вследствие ограниченности доступа к таким объектам, получают дополнительный доход. На него и ориентируется система налогообложения природных ресурсов. При использовании природных ресурсов, находящихся в собственности государства, часть дифференциальной ренты подлежит изъятию в пользу государства-собственника. При налогообложении природных ресурсов, находящихся в частной собственности, дифференциальная рента должна учитываться при установлении ставок соответствующих имущественных налогов.

       Вторым  существенным моментом, который должен учитываться при налогообложении  природных ресурсов, является естественное разделение всех природных ресурсов на воспроизводимые (возобновляемые) и невоспроизводимые (истощаемые). Однако, если интенсивность их использования превосходит естественные темпы прироста, данные ресурсы становятся невоспроизводимыми и истощаются. Налогообложение воспроизводимых природных ресурсов должно быть направлено в первую очередь на обеспечение условий их воспроизводства, а невоспроизводимых — на компенсацию их истощения.[7]

       Все платежи за использование природных  ресурсов по своему экономическому содержанию разделяются на две группы (рисунок № 1):

         
 

         
 
 
 
 

       Платежи за действия или услуги со стороны  государства относятся к разряду  сборов и предназначены для покрытия административных расходов на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью природоэксплуатирующих предприятий. Они уплачиваются при предоставлении соответствующих услуг и аккумулируются в специальных фондах, предназначенных для повышения качества данных услуг.

       Изъятие в пользу государства части дифференциальной ренты обычно производится либо помимо общеустановленной системы налогообложения природопользователей путем установления специальных дополнительных платежей, либо в рамках общеустановленной системы путем определения для них особых ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов. И то и другое может применяться одновременно. К специальным видам платежей относятся рентные платежи, роялти и бонусы.

       Рентные платежи устанавливаются в фиксированных суммах исходя из оценки дифференциальной ренты по каждому конкретному объекту природопользования.

       Роялти представляют собой долю выпуска или процент от стоимости произведенного сырья, отчисляемые в пользу государства — собственника природных ресурсов.

       Бонусы — это платежи, уплачиваемые при получении прав на использование природного объекта исходя из оценки ренты за весь период его полезной эксплуатации.

       Часть рентных доходов может изыматься  и в рамках обычной системы налогообложения путем прямого или косвенного налогообложения природных ресурсов. К прямому налогообложению относится налог на доходы от использования природных ресурсов, к косвенному — акцизы на природные ресурсы и вывозные таможенные пошлины на экспортируемые природные ресурсы. 

       В отношении воспроизводимых природных ресурсов (земельных, лесных или водных), находящихся в собственности государства и используемых на правах аренды, обычно используются рентные платежи в виде арендной платы и налогообложение доходов природопользователя при обязательном соблюдении условий воспроизводства. Основная задача состоит не только, а может быть, и не столько в обеспечении доходов государства, сколько в создании стимулов для активных эксплуатационных действий и предотвращении спекулятивного и нерационального использования.

       В отношении истощаемых природных  ресурсов, например, добычи минерального сырья, возможно одновременное использование  относительно небольшого бонуса для отсечения несостоятельных инвесторов на стадии проведения конкурса на право использования природного объекта; роялти для изъятия основной части рентного дохода, акцизов для ограничения потребления данного природного ресурса и стимулирования развития ресурсосберегающих технологий, а также вывозных таможенных пошлин для поддержания стабильности внутреннего рынка.

       При налогообложении природных ресурсов не менее важным, чем определение  размеров дифференциальной ренты и  способов ее изъятия, является вопрос использования аккумулируемых за счет этого доходов. Потребление истощаемых ресурсов (или воспроизводимых ресурсов сверх их естественного прироста) в настоящее время лишает возможности их использования будущие поколения. Мы как бы берем в долг у будущих поколений, и долг должен быть возвращен с процентами. В этом заключается концепция устойчивого экономического развития, которая может быть сформулирована как принцип сохранения основного капитала, включающего три составляющие:

       - капитал,   созданный   человеком   (оборудование,   инфраструктура и т.п.);

       - человеческий капитал (уровень образования и навыки населения);

       - природный капитал (природно-ресурсный потенциал).

       Преимущества и недостатки различных способов изъятия рентных доходов природопользователей

       Таблица № 1

Способ  изъятия рентного дохода Преимущества Недостатки
Фиксированные рентные платежи Теоретически  не влияют на оптимальные объемы производства. Позволяют изъять любую часть рентного дохода. Требуют достаточно точной оценки рентного дохода. Существует опасность установления платежей на уровне, делающем эксплуатацию природного объекта нерентабельной или нерациональной.
Налог на доходы природопользователей 
 
 
 
 
Теоретически  не влияет на оптимальные объемы производства. Изымаемая доля рентного дохода всегда меньше общей суммы этого дохода. Точная оценка дифференциальной ренты не обязательна. Существует  возможность снижения налоговых платежей за счет увеличения объемов производства сверх оптимального уровня
Роялти Позволяют как  изымать часть рентного дохода, так  и ограничивать оптимальные объемы производства Увеличение  доли изымаемого рентного дохода неразрывно связано с уменьшением оптимальных объемов производства.
Бонусы Сохраняют преимущества фиксированных рентных платежей. а кроме того, обеспечивают гарантированный доход государства независимо от будущих объемов добычи природных ресурсов и позволяют регулировать сроки получения этого дохода. Стремление  к скорейшему получению дохода государством приводит к увеличению срока окупаемости вложенных в объект инвестиций и снижает привлекательность природного объекта для инвесторов.
Вывозные

таможенные

пошлины

Позволяют изъять часть рентного дохода, возникающего при различии цен мирового и внутреннего рынков. В качестве способа  изъятия рентного дохода применимы  только в отношении экспортируемых природных ресурсов.

Информация о работе Доходы бюджета