Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Определить природные ресурсы можно как источники и предпосылки получений необходимых людям материальных благ, то есть это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний человека.[4]
Природные ресурсы – это объекты и явления природы, используемые для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения), источников энергий (гидроэнергия, солнечная энергия, горючие ископаемые, атомное топливо) или предметов потребления (растения, животные, питьевая вода).

Оглавление

1 Понятие и принципы налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...…....3-10
2 Роль ресурсного налогообложения в поступлениях доходов бюджет…….11-19
3 Проблемы экологических налогов в России и за рубежом…………….…..20-22
Заключение……………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

доходы бюджета_кр.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования  природными ресурсами; 2) плату за частичное  их восстановление; 3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

      Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным  бюджетами. В соответствии с Налоговым  кодексом РФ к федеральным отнесены: налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; водный налог; лесной доход; экологический налог. К местным налогам относится земельный налог.[1]

     В процессе становления система налогообложения природных ресурсов прошла несколько этапов: от простых рентных платежей до целого спектра налоговых режимов. В таблице № 3 перечислены действующие в настоящее время на территории Российской Федерации, а также ее субъектов налоги и сборы с краткой характеристикой.

     Таблица № 3

Сбор/

налог

Экономическое содержание Объект налогообложения Плательщик  налога/сбора Порядок зачисления
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов Гл.25.1 НК РФ введена в действие с 01.01.2004 г.

Ставки сбора  рассчитаны исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту и воспроизводство охотничьих животных, а также исходя из действующих в настоящее время цен на товары и услуги. Ставки рассчитаны на основании потребностей отрасли в средствах на финансирование организаций отрасли, выполнение работ, имеющих народно – хозяйственное значение, а также с учетом объема предельно допустимого улова и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида водных биологических ресурсов.

Объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.И объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ. Организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, каспийском, Баренцевых морях и в районе архипелага Шпицберген. Плательщики сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов сумму сбора уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма  сбора, определяемая как разность между  исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными  долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Налог на добычу полезных ископаемых Гл. 26 НК РФ вступила в силу с 01.01.2002 г.Размер платежей за пользование недрами определяется с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества и качества, продолжительности работ, степени изученности территории и т.д. В соответствии со ст. 336 НК РФ объектом обложения НДПИ являются добытые из недр и извлеченные из отходов полезные ископаемые. Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр В соответствии со ст. 342 НК РФ для каждого вида полезных ископаемых предусмотрена своя ставка налога.Налоговым периодом (ст. 341 НК РФ) по НДПИ признается календарный месяц. Сумма налога по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.343 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом (ст.344 НК РФ).

Водный  налог Гл. 25.2 НК РФ введена в действие с 01.01.2005 г. Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.  
В соответствии со ст.333.9 НК РФ:

–   забор  воды из водных объектов;

– использование  акватории водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

– использование  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

– использование  водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

В соотв. со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Налоговым периодом признается квартал (ст.333.11 НК РФ).

Ставки водного  налога за использование водного  пространства (кроме сплава леса в  плотах и кошелях) установлены в  расчете на год. По остальным объектам налогообложения ставки установлены на квартал. Ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты. Данные лимиты указываются в лицензиях на водопользование. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (квартальных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными НК РФ

Земельный налог Гл. 31 НК РФ введена  с 01.01.2005 г.

Земельный налог  устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов РФ. 

В соотв. со ст. 389 НК - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге - в пределах города), на территории которого введен налог. Соответственно стоимостная характеристика таких участков и будет являться налоговой базой при взимании земельного налога. организации и  физические лица,обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая ИП, возникает с момента госрегистрации права собственности, права постоянного пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

В соотвст.со ст.396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В случае изменения  кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, сумма земельного налога подлежит корректировке.

      [1]

На основании  данных Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2008 год, плановый период 2009 и 2010 года» наглядно видно, что в составе нефтегазовых доходов наибольшую часть занимают вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, затем следуют налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и нефть. При этом в динамике прослеживается с 2008 по 2010 годы снижение уровня доходов по данным показателям, а также и общий объем нефтегазовых доходов по отношению к ВВП снижается с каждым годом от 7,07 % в 2008 году до 5,35 % в 2010 году.

      В процентном соотношении нефтегазовые доходы в общем объеме доходов  составили:

     в 2008 году – 37%

     в 2009 году – 32%

     в 2010 году – 30%,

а ненефтегазовые соответственно:

     в 2008 году – 63%

     в 2009 году – 68%

     в 2010 году – 70%.

      Что касается ненефтегазовых доходов, то здесь  выявляется незначительное увеличение поступлений в бюджет. В части которых налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами составляют от 0,86 % в 2008 году до 0,66 % в 2010 году от общей суммы ненефтегазовых доходов. В том числе налог на добычу полезных ископаемых  и прочих полезных ископаемых за три года почти не изменяется: 2008, 2009 годы – 16%, 2010 год – 17% от общей суммы налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в числе ненефтегазовых доходов.

      Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции составляют: в 2008 году – 27%, 2009 – 31%, 2010 – 29%. Снижаются доходы и по водному налогу с 30% в 2008 году, до 27% в 2009 и 2010 годах. А так же по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов с 11% в 2008 году до 10% в 2009 и 2010 годах. 
 
 

Таблица № 4 (млн. рублей)

Наименование  налогов и платежей 2008 год 2009 год 2010 год
ВВП (млрд. рублей) 34 870 39 480 44 470
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 673 238,9 7 421 228,3 8 035 219,6
в % к  ВВП 19,14 18,80 18,07
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 465 676,9 2 385 829,0 2 378 202,7
в % к  ВВП 7,07 6,04 5,35
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 869 758,0 845 776,9 846 476,5
Нефть 769 088,5 742 203,3 741 107,2
Газ горючий  природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья 91 948,6 93 311,9 94 333,8
Газовый конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья 8 720,9 10 261,7 11 035,5
Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую 1 003 550,9 969 724,8 957 395,7
Вывозные  таможенные пошлины на газ природный 338 795,5 324 885,0 328 822,2
Вывозные  таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 253 572,5 245 442,3 245 508,3
ДОХОДЫ  БЕЗ УЧЕТА НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ 4 207 562,0 5 035 399,3 5 657 016,9
в % к  ВВП 12,07 12,75 12,72
В т.ч. НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36 567,8 39 498,4 37 309,0
Налог на добычу полезных ископаемых 7 119,4 7 498,9 7 893,9
Налог на добычу прочих полезных ископаемых 7 119,4 7 498,9 7 893,9
Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 11 781,0 14 800,9 12 508,1
Водный  налог 13 002,4 12 533,6 12 242,0
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 4 665,0 4 665,0 4 665,0

  [3]

     В отношении налогообложения природных ресурсов в субъектах

Российской Федерации, рассмотрим налоговые и неналоговые доходы бюджета Оренбургской области, которые в 2009 году составили 47,8 млрд. рублей, как на уровне 2008 года, расходы составили 52,5 млрд. рублей. Дефицит сложился в объеме 4,7 млрд. рублей или 12 % к собственным доходам бюджета. В Оренбургской области в 2008 году наблюдалось снижение налога на добычу полезных ископаемых (-1,2 млрд. рублей).

     Правительство Оренбургской области были приняты  меры по реализации стратегических направлений бюджетной политики, которые потребовали увеличения усилий по мобилизации доходов в областную казну, повышения эффективности управления общественными финансами, принятия мер для обеспечения своевременной и полной реализации расходных обязательств.

     Кроме того, с 2009 года в местные бюджеты  были переданы:

- сбор за пользование  объектами животного мира;

- сбор за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным  объектам).

     В настоящее время, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, отчисления в областной бюджет от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составляют 5 %. Но начиная с 2010 года, НДПИ на углеводородное сырье полностью будет поступать в федеральный бюджет, в результате чего потери областного бюджета превысят 2 млрд. рублей. Часть выпадающих доходов по НДПИ субъектам Российской Федерации будет возмещена из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов: в 2010 году в объеме 60 %, в 2011 году – 40 %, а в 2012 году – 20 %. Объем указанной дотации, причитающейся в 2010 году Оренбургской области, составит 1 231 млн. рублей.[10,11] 
 

     3 Проблемы экологических  налогов в России  и за рубежом

     Россия  занимает третье место в мире по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние российских земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В Российской Федерации сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, и в то же время современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13–36% мировых запасов, железных и никелевых руд – 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса составляют 22% лесных ресурсов мира и занимают 69% территории страны, причем ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. С другой стороны, заготовка древесины в последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.[4]

     В настоящее время развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Установление платежей за природные ресурсы необходимо для экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования различных видов природных ресурсов, формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов. Эти меры призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

     В то же время, закрепление большей части доходов, получаемых от разработки месторождений полезных ископаемых, за субъектами РФ приводит к усилению негативных настроений в регионах, обострению проблемы бюджетного неравенства территорий. Эффективное распределение налогов и платежей, имеющих рентную сущность, обеспечивает значительные доходы государствам и их территориям, таким как, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт. Изменение действующего механизма распределения ресурсных налогов и платежей между уровнями бюджетной системы, как показывает зарубежный опыт, впоследствии представляется практически невозможным, ввиду сложившихся на базе распределения рентных доходов политических и финансовых интересов. В связи с этим особо остро встает вопрос о распределении ресурсных платежей в Российской Федерации между бюджетами разных уровней.

     Например, деятельность золотодобывающих предприятий в большинстве регионов России имеет градообразующее значение. Закрытие данных предприятий приводит к росту безработицы, социальной деградации населения, обострению экологической ситуации. В мировой практике, в таких странах, как США, Канада, ОАЭ, Саудовская Аравия, используется институт трастового фонда. Использование данного института позволяет регионам аккумулировать денежные средства, поступающие от разработки месторождений полезных ископаемых, использовать на восстановление и поддержание экологической обстановки, на развитие социально-экономической инфраструктуры, смягчить отрицательные последствия при истощении месторождения и закрытии градообразующих золотодобывающих предприятий.

     Определение форм и методов изъятия ренты  у недропользователей, способов ее распределения между бюджетными звеньями РФ, отвечающих экономическим  условиям, требует изучения и решения проблем нормативного регулирования, специфики добывающих отраслей, особенностей административно-территориальных образований РФ, зарубежного опыта.

     Многие  нормативные и методические документы  в сфере природопользования устарели и не соответствуют не только современному научно-техническому уровню, но и находятся в серьезном противоречии с международными нормами и правилами.

     Необходима  разработка новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также разработка и финансирование федеральной целевой программы «Отходы производства и потребления» (на 2009-2013 годы).

     В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ряд определений введены без  расшифровки. В частности это  относится к понятию «наилучшая существующая технология», для которого не уточнены критерии отнесения технологий к этой категории и не приводится обоснование выбора этих технологий. За рубежом «наилучшие доступные технологии» эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет, с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». Эта директива требует, чтобы государства-члены Европейского Союза обеспечивали регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием наилучших доступных технологий.[2]

     Не  используется должным образом то обстоятельство, что Россия имеет  в природоохранной сфере уникальный потенциал глобального уровня. Данное обстоятельство необходимо иметь ввиду, так как природоохранная проблематика все более выдвигается на передний план мировой политики.

     Однако  на практике оказывается, что при  выгодности участия страны в многосторонних экологических соглашениях из 17 принятых мировым сообществом в течение последних пяти лет Россия присоединилась или ратифицировала не все конвенции и протоколы.

     Положение осложняется тем, что из-за издержек реформы системы органов исполнительной власти и исключения из Федерального закона «Об охране окружающей среды» статьи 15 «Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятия по охране окружающей среды» за пределами компетенции федеральных органов исполнительной власти осталось централизованное решение проблем, связанных с охраной окружающей среды программно-целевыми методами.

     Вопросами научно-технического развития в области  охраны окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий, переработки накопленных отходов, методологий технологического нормирования, межсубъектного и международного сотрудничества, занимаются одновременно несколько федеральных органов исполнительной власти, нередко дублируя друг друга.

Информация о работе Доходы бюджета