Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:34, контрольная работа
Определить природные ресурсы можно как источники и предпосылки получений необходимых людям материальных благ, то есть это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний человека.[4]
Природные ресурсы – это объекты и явления природы, используемые для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения), источников энергий (гидроэнергия, солнечная энергия, горючие ископаемые, атомное топливо) или предметов потребления (растения, животные, питьевая вода).
1 Понятие и принципы налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………...…....3-10
2 Роль ресурсного налогообложения в поступлениях доходов бюджет…….11-19
3 Проблемы экологических налогов в России и за рубежом…………….…..20-22
Заключение……………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы………………………………………
Сумма этих трех составляющих должна, по крайней мере, не уменьшаться. По отношению к воспроизводимым природным ресурсам это означает обязательное соблюдение условий их воспроизводства, а по отношению к невоспроизводимым природным ресурсам — что уменьшение природного капитала за счет их истощения должно компенсироваться соответствующим увеличением других составляющих основного капитала. Изымаемые государством путем налогообложения использования невоспроизводимых природных ресурсов рентные доходы должны расходоваться исключительно на цели социально-экономического развития. Природный капитал не должен «проедаться».
Формы целевого расходования могут быть различными. Значительный интерес представляет опыт США, где в нескольких штатах действуют Траст-фонды возмещения исчерпания полезных ископаемых, средства из которых или проценты на них могут расходоваться исключительно на определенные при учреждении фондов цели и только после достижения фондами определенных размеров. В федеративных государствах, в том числе и в России, отдельной проблемой является распределение доходов от налогообложения природных ресурсов между федерацией и ее субъектами.
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей и других странах мира. Территории, на которых расположены природные ресурсы, обеспечивают 1/5 валового внутреннего продукта Российской Федерации. В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:
– право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
– сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
– воспроизводство и охрану природных ресурсов.
То есть, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.
По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в стране, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы. Однако в настоящее время доля платы за природные ресурсы в доходной части федерального бюджета составляет менее 3%.
После того, как снизились мировые цены на нефть и газ, вопрос о налогообложении природных ресурсов поднимается все чаще. Однако, в использовании воды, рыбного промысла или лесной промышленности, основное внимание необходимо уделять приемлемому использованию этих ресурсов. В том числе, если речь идет о нефти, налогообложение может быть использовано для того, чтобы побуждать частные компании более эффективно разрабатывать нефтяные месторождения и отстранение от практики закачивания воды в нефтяные скважины для увеличения выхода продукции.
До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геолого-разведочные работы, поденная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель), но методы определения их размеров были далеки от совершенства. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение, плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление.[7]
Платы за право использования природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого их вида. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, то есть стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятно по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий.
Платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов.[4]
Современная система платежей за использование природных ресурсов
состоит из следующих элементов:
Рисунок № 2
2 Роль ресурсного налогообложения в поступлениях доходов бюджета
Центральное место в системе государственного регулирования занимает государственный бюджет – это, имеющий силу закона, финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.[5]
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на три года показал, в связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает третью часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о ее значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 35,87 % , на 2009 год 31,5 %, на 2010 год этот показатель сократился еще на 2,47 %. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2 383,11 млрд. рублей, к 2010 году произошло уменьшение на 34,79 млрд. рублей. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Министерства финансов РФ А. Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.[3]
Необходимость
регулирования этого показателя
заключается в специальном режиме
управления ими, направленного на обеспечение
долгосрочной макроэкономической стабильности.
Таблица № 2
|
[3]
Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы
Рисунок № 3
По динамике наглядно представлено, какие изменения происходят с поступлениями в федеральный бюджет.
В общем объеме ненефтегазовые доходы растут, к 2010 году составили 5 741,35 млрд. рублей, увеличившись на 1 480,01 млрд. рублей по отношению к 2008 году.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составил 36,57млрд. рублей, на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. рублей и 37,31 млрд. рублей. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи, например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов. Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:
- воспроизводственный
метод позволяет определять
- результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
- рентный
и монопольно-ведомственный