Региональные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:41, реферат

Краткое описание

Понятие региональных бюджетов. Доходы и расходы региональных бюджетов.

Файлы: 1 файл

Региональные бюджеты.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

Региональные  бюджеты.

2.1. Понятие  региональных бюджетов.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные  бюджеты.

Повышение их доли в консолидированном бюджете  Российской Федерации, которое

произошло за время  реформ, свидетельствует о росте  роли региональных

финансов, поскольку  именно через их потоки проходит все  большая часть

финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое  развитие

региона.

Региональный  бюджет — форма образования и  расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам

ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных

образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный

бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных

государственных внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме

законов субъектов  Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  субъектов

Российской Федерации  относятся:

1.     установление порядка составления  и рассмотрения проектов

региональных  бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за

их исполнением  и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об

исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

2.     составление и рассмотрение проектов  региональных бюджетов и

консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение  и исполнение,

осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении

региональных  бюджетов и бюджетов территориальных  государственных

внебюджетных  фондов;

3.     распределение доходов от региональных  налогов и сборов,

иных доходов  субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными

бюджетами;

4.     определение порядка направления  в региональный бюджет

доходов от использования  собственности субъекта Федерации, до­ходов от

налогов, сборов и иных доходов регионального  бюджета;

5.     разграничение полномочий по  осуществлению расходов между  региональным

и местными бюджетами  в соответствии с федеральным  законодательством;

6.     установление совместно с федеральными  органами власти

порядка  и  условий  предоставления  финансовой   помощи   региональным

бюджетам;

7.     определение порядка и условий  предоставления финансовой

помощи и бюджетных  ссуд из регионального бюджета местным

бюджетам;

8.     предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из

регионального бюджета местным бюджетам;

9.     установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;

10. определение  перечня и порядка осуществления  государственных внутренних

заимствований субъектов Федерации;

11. осуществление  государственных внутренних и  внешних заимствований субъекта

Федерации и  управление государственным

долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр  во взаимоотношениях с субъектами Федерации  должен

придерживаться  принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным

бюджетом, что  предполагает установление единых для  всех субъектов Федерации

нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные

бюджеты и единого  порядка уплаты федеральных налогов  и сборов.  [10, 154 с.]

В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно

применять специальные  управленческие классификации, согласно которым

бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко

распространена  классификация, согласно которой в  бюджете выделяются две

составляющие: текущий  бюджет и бюджет развития. В текущем  бюджете отражаются

расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность,

например, расходы  на поддержание нормального функционирования всех постоянно

действующих хозяйственных  структур.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих  операций объем

поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует  в формировании

инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько  регион окажется в

состоянии достичь  этого умелым ведением бюджета текущих  операций для

отчисления в  инвестиционный бюджет, является важной характеристикой

финансовых возможностей региона и свидетельствует о  долгосрочной

платежеспособности  при привлечении займов и кредитов.

К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся  доходы и расходы,

направляемые  на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на

проведение строительных работ и приобретение материального  имущества) и

инвестиционные  отчисления третьим лицам, а также  отчисления федерации и

субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые

операции по финансированию, напр., получение и  погашение кредитов, отчисления

в резервные  фонды и изъятия из этих фондов.

Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет

четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям

развития.

Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического

развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз

долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на

основе данных социально-экономического развития территории за последний

отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического

развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития

экономики и  социальной сферы на планируемый  финансовый год и предшествует

составлению проекта  бюджета. Изменение прогноза социально-экономического

развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно

вызывать соответствующее  изменение основных характеристик  проекта бюджета.

2.2. Доходы и  расходы региональных бюджетов.

Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в

распоряжение  органов государственной власти субъектов РФ

Доходы регионального  бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов

доходов, а также  за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы

региональных  бюджетов в Российской Федерации  формируются в настоящее время  за

счет собственных  и регулирующих налоговых поступлений.

Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам  и сборам относит:

налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог,

транспортный  налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также

региональные  лицензионные сборы. При введении в  действие налога на

недвижимость  на данной территории прекращают свое действие, налог на

имущество организаций, налог на имущество физических лиц  и земельный налог.

Одновременно  Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные

бюджеты зачисляется  часть поступлений от таких федеральных  налогов, как

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с

физических лиц, налог на добавленную стоимость  на товары (работы и услуги),

производимые  на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт

из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку

иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных  сборов, а

также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от

некоторых других налогов. Эти налоговые поступления  считаются регулирующими;

доля в них  бюджетов соответствующего уровня подвергается периодиче­ским

пересмотрам.

В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в

Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20%

общего объема поступлений налога на добычу  общераспространенных полезных

ископаемых, 50%акцизов  на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия,

100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических  лиц, 61% налога на

прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80%

налога на игорный  бизнес, 50% экологических платежей.

К неналоговым  доходам регионального бюджета  относятся:

1.   средства, получаемые от продажи регионального  имущества;

2.   средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за

сдачу  во  временное  владение  и  пользование  или  во  временное

пользование имущества, находящегося в собственности региона;

3.    средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств  на

счетах в кредитных организациях;

4.    средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося

в региональной собственности, под залог, в доверительное  управ­ление;

5.    плата  за пользование бюджетными средствами, предостав­ленными другим

бюджетам, иностранным  государствам или юридическим лицам  на возвратной и

платной основах;

6.    доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных

капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов

по акциям, принадлежащим  субъектам Федерации;

7.     часть прибыли региональных унитарных  предприятий, ос­тающаяся после

уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

8.     другие   предусмотренные   законодательством   Российской

Федерации доходы от использования имущества, находящегося в

региональной  собственности;

9.     доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Региональные бюджеты