Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:41, реферат
Понятие региональных бюджетов. Доходы и расходы региональных бюджетов.
Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.
Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое
произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных
финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть
финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие
региона.
Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных
для обеспечения задач и
ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов
Российской Федерации относятся:
1.
установление порядка
региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за
их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об
исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
2.
составление и рассмотрение
консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение,
осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении
региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
3.
распределение доходов от
иных доходов
субъектов Федерации между
бюджетами;
4.
определение порядка
доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от
налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
5. разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным
и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
6.
установление совместно с
порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным
бюджетам;
7. определение порядка и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным
бюджетам;
8.
предоставление финансовой
регионального бюджета местным бюджетам;
9.
установление порядка и
10. определение
перечня и порядка
заимствований субъектов Федерации;
11. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта
Федерации и управление государственным
долгом субъекта Федерации.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен
придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным
бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации
нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные
бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. [10, 154 с.]
В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно
применять специальные управленческие классификации, согласно которым
бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко
распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две
составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются
расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность,
например, расходы
на поддержание нормального
действующих хозяйственных структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем
поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании
инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в
состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для
отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой
финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной
платежеспособности при привлечении займов и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы,
направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на
проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и
инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и
субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые
операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления
в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет
четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям
развития.
Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического
развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз
долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на
основе данных социально-экономического развития территории за последний
отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического
развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития
экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует
составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического
развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно
вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.
Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в
распоряжение органов государственной власти субъектов РФ
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов
доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы
региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за
счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.
Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит:
налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог,
транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также
региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на
недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на
имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные
бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с
физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги),
производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт
из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку
иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а
также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от
некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими;
доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим
пересмотрам.
В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20%
общего объема поступлений налога на добычу общераспространенных полезных
ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия,
100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на
прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80%
налога на игорный бизнес, 50% экологических платежей.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
1. средства,
получаемые от продажи
2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование или во временное
пользование имущества, находящегося в собственности региона;
3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на
счетах в кредитных организациях;
4. средства,
получаемые от передачи
в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
5. плата
за пользование бюджетными
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и
платной основах;
6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
7.
часть прибыли региональных
уплаты налогов и иных обязательных платежей;
8. другие предусмотренные законодательством Российской
Федерации доходы от использования имущества, находящегося в
региональной собственности;
9.
доходы от платных услуг,
находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.