Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Понятие государственных доходов и доходов бюджета
Источники и способы образования доходов бюджетов
Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета

Файлы: 1 файл

kr_finansy.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

Тема: Доходы бюджета

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

факультета заочного отделения

специальность «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»

Гудова А.С.

Проверила: доцент кафедры

«Финансов и кредита»

Набатчикова С.Б.

 

Оренбург

2014г. 
Содержание

  1. Понятие государственных доходов и доходов бюджета
  2. Источники и способы образования доходов бюджетов
  3. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
  4. Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета

 

1. Понятие государственных доходов и доходов бюджета

 

Государственные доходы - денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

Классификация государственных доходов по различным признакам:

По социально-экономическому признаку:

а) государственные доходы;

б) муниципальные доходы;

в) доходы от частной формы собственности;

По территориальному признаку:

а) федеральные доходы (налоговые доходы федерального бюджета; федеральные налоги и сборы; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ)

б) неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей)

в) доходы субъектов РФ;

По методу мобилизации:

а) обязательные (налоги; неналоговые платежи; платежи за оказание различных услуг (государственная и таможенная пошлины); доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ; платежи, носящие штрафной характер; поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной  собственности; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иные неналоговые доходы)

б) добровольные (централизованные и децентрализованные)

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально – вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Иначе говоря, под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники и способы  образования доходов бюджетов

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов – неналоговые доходы, к которым относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

д) иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

1) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

2) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

3) средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

4) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передачи средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими позже утверждения закона (решения) о бюджете и неучтенными им.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше;

в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономическая характеристика  системы доходов консолидированного  бюджета РФ

 

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании; при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в перспективном планировании в целом и в перспективном планировании в частности; при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны.

Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 1.

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2013 г., млн. руб.

 

Показатель

Консолидированный бюджет

 

Сумма

%

   

к итогу

к ВВП

Доходы – всего

I. Налоговые доходы:

В том числе:

1. Налог на прибыль организаций

2. Налог на доходы физических  лиц

3. Единый социальный налог

4. Налог на добавленную стоимость

5. Акцизы

6. Налоги на совокупный налог

7. Налоги на имущество

5429 886

4942 072

 

867 596

574 539

442 218

1069 691

239 457

50 618

146 842

100

91,0

 

15,9

10,6

8,1

19,7

4,4

0,9

2,7

32,3

29,4

 

5,2

3,4

2,7

6,4

1,5

0,3

0,9

8. Платежи за пользование природными ресурсами

9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

10. Прочие налоги, пошлины, сборы

В том числе:

• налоги и сборы субъектов РФ

• местные налоги и сборы

II. Неналоговые доходы:

В том числе:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

2. Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

4. Прочие неналоговые доходы

III. Доходы целевых бюджетных  фондов

580 966

 

859 737

84 456

 

24 488

15 403

424 594

 

332 332

10 370

38 489

34 725

63 220

10,7

 

15,8

1,5

 

0,4

0,3

7,8

 

6,1

0,2

0,7

0,6

1,2

3,5

 

5,1

0,5

 

0,1

0,09

2,5

 

2,0

0,06

0,2

0,2

0,4


 

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах Российской Федерации превалируют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налог на прибыль), относительно невелики и составляют примерно 16% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятий, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов – резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечение в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

Неналоговые доходы бюджета не превышают 8%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (1,2%) и доходы от использования, принадлежащего государству имущества (6%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно 1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономическая характеристика  системы доходов федерального  бюджета

 

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный федеральный фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Основные налоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (в соответствии с нормативами отчислений):

Информация о работе Доходы бюджета