Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:35, контрольная работа
Понятие государственных доходов и доходов бюджета
Источники и способы образования доходов бюджетов
Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный аграрный университет»
Кафедра финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
Тема: Доходы бюджета
Выполнила: студентка 4 курса
факультета заочного отделения
специальность «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Гудова А.С.
Проверила: доцент кафедры
«Финансов и кредита»
Набатчикова С.Б.
Оренбург
2014г.
Содержание
1. Понятие государственных доходов и доходов бюджета
Государственные доходы - денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.
Классификация государственных доходов по различным признакам:
По социально-экономическому признаку:
а) государственные доходы;
б) муниципальные доходы;
в) доходы от частной формы собственности;
По территориальному признаку:
а) федеральные доходы (налоговые доходы федерального бюджета; федеральные налоги и сборы; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ)
б) неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей)
в) доходы субъектов РФ;
По методу мобилизации:
а) обязательные (налоги; неналоговые платежи; платежи за оказание различных услуг (государственная и таможенная пошлины); доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ; платежи, носящие штрафной характер; поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иные неналоговые доходы)
б) добровольные (централизованные и децентрализованные)
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально – вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Иначе говоря, под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
2. Источники и способы образования доходов бюджетов
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Следующий вид доходов бюджетов – неналоговые доходы, к которым относятся:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
д) иные неналоговые доходы.
В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
1) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
2) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
3) средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
4) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передачи средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими позже утверждения закона (решения) о бюджете и неучтенными им.
Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.
В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше;
в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
3. Экономическая характеристика
системы доходов
Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании; при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в перспективном планировании в целом и в перспективном планировании в частности; при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны.
Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 1.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2013 г., млн. руб.
Показатель |
Консолидированный бюджет | ||
Сумма |
% | ||
к итогу |
к ВВП | ||
Доходы – всего I. Налоговые доходы: В том числе: 1. Налог на прибыль организаций 2. Налог на доходы физических лиц 3. Единый социальный налог 4. Налог на добавленную стоимость 5. Акцизы 6. Налоги на совокупный налог 7. Налоги на имущество |
5429 886 4942 072
867 596 574 539 442 218 1069 691 239 457 50 618 146 842 |
100 91,0
15,9 10,6 8,1 19,7 4,4 0,9 2,7 |
32,3 29,4
5,2 3,4 2,7 6,4 1,5 0,3 0,9 |
8. Платежи за пользование природными ресурсами 9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 10. Прочие налоги, пошлины, сборы В том числе: • налоги и сборы субъектов РФ • местные налоги и сборы II. Неналоговые доходы: В том числе: 1. Доходы от использования 2. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3. Доходы от внешнеэкономической деятельности 4. Прочие неналоговые доходы III. Доходы целевых бюджетных фондов |
580 966
859 737 84 456
24 488 15 403 424 594
332 332 10 370 38 489 34 725 63 220 |
10,7
15,8 1,5
0,4 0,3 7,8
6,1 0,2 0,7 0,6 1,2 |
3,5
5,1 0,5
0,1 0,09 2,5
2,0 0,06 0,2 0,2 0,4 |
Как следует из таблицы, в бюджетных доходах Российской Федерации превалируют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.
Налоги, связанные с производством (налог на прибыль), относительно невелики и составляют примерно 16% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятий, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.
Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов – резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечение в бюджет доходов за счет косвенного обложения.
Неналоговые доходы бюджета не превышают 8%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (1,2%) и доходы от использования, принадлежащего государству имущества (6%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно 1%.
4. Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный федеральный фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Средства федерального бюджета являются
главным источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений
в сфере производства, пионерного освоения
новых территориально-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Основные налоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (в соответствии с нормативами отчислений):