Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:20, курсовая работа
Российская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38
Министерство
общего и профессионального
Российской Федерации
Майкопский
государственный
Кафедра
Финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Финансы и кредит
на тему:
Доходы государственного бюджета
Выполнила студентка III курса Ильясова Гульнара Гельмединовна
группы ФК-34
Научный руководитель: Пенькова Людмила Викторовна
кандидат экономических
наук
Майкоп,
2000
Содержание
Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
России
и капиталистических стран
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Заключение 36
Используемая литература 38
Введение
Российская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
В
этих сложившихся условиях в Министерстве
финансов России подготовлены основные
направления бюджетной и
Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:
Поставленные цели можно достичь только при реализации активной промышленной политики на основе разработки реалистичного федерального бюджета.1
При этом основа достижения прогнозируемых результатов закладывается уже в текущем году, в котором рост реальных объемов промышленного производства и ВВП ожидается соответственно на уровне 3 и 2%, а уровень инфляции – в среднем за год – в пределах 7,0 – 7,8%. Все расчеты базировались на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 – 2001 годы и были направлены на создание благоприятного инвестиционного климата в стране за счет снижения годового уровня инфляции до 3,7 – 4,5% к концу 2001 г.
В целях достижения намеченных экономических результатов предусматривается обеспечить рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на уровне 4-6% в год. Кроме того, ежегодный рост иностранных инвестиций составит порядка 2 млрд. долл. США.
Одним из условий достижения экономического роста является наличие свободных финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования, которые могут быть направлены на инвестиционные цели. В первую очередь к таким ресурсам относятся прибыль и амортизационные отчисления.
Согласно макроэкономическим прогнозам прибыль по всем видам деятельности (с учетом введения Налогового кодекса с 1999 г.) возрастает к концу 2001 г. до 245 млрд. руб., или на 6,5% к уровню 1997 г., а амортизационные отчисления – до 740 млрд. руб., или на 8,5%.
В результате проводимой налоговой реформы произойдет изменение структуры налоговых доходов бюджета.2
Основные ставки налога на добавленную стоимость на 1999 – 2001 годы сохранены на уровне действующих в настоящее время (основная – 20% и льготная на отдельные продовольственные и детские товары – 10%) при отмене пока еще действующих отдельных налоговых льгот (для работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов и целевых внебюджетных фондов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Наиболее относительным вариантом, по нашему мнению, является установление единой ставки НДС в размере 18%.
Кроме того, предусмотрено снижение общей ставки налога на прибыль с 35% до 30%, в том числе снижение федеральной ставки с 13 до 11% и предельной ставки налога в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, - с 22 до 19%.
В дальнейшем, учитывая предусмотренные налоговым кодексом дополнительные меры по администрированию налогов, прогнозируется повышение уровня собираемости налоговых доходов в 2000 году на 2 процентных пункта (0,22% ВВП).3
Глава
1. Доходы государственного
бюджета
1.1.
Доходы бюджета:
состав и формирование
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав
бюджетных доходов, формы мобилизации
денежных средств в бюджет зависят
от системы и методов
Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.
Переход
на рыночные основы хозяйствования потребовал
использования экономических
Возрастающий дефицит бюджета, инфляция и обесценение капитала, убыточность, платежный кризис – все эти явления свидетельствуют о финансовых взаимоотношениях предприятий и государства (прежде всего с бюджетной системой), влиянии на реальный сектор общей государственной политики финансовой стабилизации.
Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило российскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных российских условиях.
Ситуация
неплатежеспособности в сфере финансовых
взаимоотношений предприятий и
государства проявляются в
Главная причина бюджетного кризиса - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых в конце 1996 - начале 1999 года налоговых преобразований, дополнение их рядом новых положений. При этом нужно учитывать некоторые объективные обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.
Первое. Попытка сразу построить в России налоговую систему, характерную для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.
Второе.
Ужесточение налогового администрирования,
безусловно, необходимо, но возлагать
на него особые надежды было бы ошибкой.
Собираемость налогов не удастся
увеличить путем
Третье. Решая задачу существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующей налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для России непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.
Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение. Мы имеем массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.
Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.