Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Файлы: 1 файл

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта.doc

— 70.50 Кб (Скачать)


Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

1.        налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

2.        вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

3.        вывозных таможенных пошлин на газ природный;

4.        вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования не нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

Количественные показатели формирования и использования нефтегазовых доходов

 

Основную долю нефтегазовых доходов бюджета составляют поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (34% от общих нефтегазовых доходов) и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ (62% от общих нефтегазовых доходов).

Наименование налогов и платежей

(млрд.руб.)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Налог на прибыль организаций (по предприятиям нефтегазового сектора экономики)

87,1

95,3

103,9

НДПИ в виде углеводородгого сырья

869,8

845,8

846,5

Нефть

769,1

742,2

741,1

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

91,9

93,3

94,3

Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

8,7

10,3

11

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

100,60

969,7

957,4

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

338,8

324,9

328,8

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

253,6

245,4

245,5

 

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП ( 2 850342 млн.рублей) против 10,5% ВВП (4 534635 млн.рублей) в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

 

Сокращение нефтегазовых доходов объясняется снижением удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что в свою очередь связано с замедлением добычи и экспорта нефти, укреплением рубля и прогнозируемым снижением цен на нефть с 92 долларов за баррель в 2008 году до 72 долларов за баррель в 2011 году.

Нефтегазовые доходы бюджетной системы упадут с 8,8% ВВП в 2007 году до 3,1% ВВП в 2023 году, реальный прирост ВВП за 15 лет для ВВП составит 2,7 раза, а для добычи газа - 28% и нефти - 7%.

В целом, доходы федерального бюджета будут снижаться с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023 году.

Ключевым фактором, влияющим на тренд снижения доходов в процентах к ВВП, будет изменение запасов нефти и газа.

На сокращение нефтегазовых доходов также окажет влияние увеличение с 2009 года необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель и решения, принятые в июле 2008 года: расширение возможности применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы".

Налоговые каникулы -  установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога.

 

Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов

 

     25 мая Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». При формировании проекта бюджета разработчиками за основу были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., а также предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.

     Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 гг. являются их планирование и утверждение на трёхлетний период в форме федерального закона, изменение структуры доходов в части их разделения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объёме, эквивалентном 2,5% и 5% от расходной части, позволяющих в режиме скользящей трёхлетки переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

    Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 гг. вызвано сильной зависимостью российской экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создаёт серьёзные макроэкономические риски.

    В 2002 г. было принято решение о создании Стабилизационного фонда Российской Федерации с целью гарантирования исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, вызванного высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. Время показало, что такая политика была правильной. Инфляция на потребительском рынке последовательно снижалась. Так, за 2002 г. инфляция составляла 15,1%, а по итогам 2006 г. снизилась до 9,7%.

     Стабилизационный фонд Российской Федерации последовательно наполнялся и по состоянию на 1 апреля 2007 г. его совокупный объём в рублёвом эквиваленте составил 2 812,2 млрд руб. Необходимо отметить, что из средств Фонда были произведены значительные выплаты по погашению государственного внешнего долга, в результате чего внешний долг Российской Федерации уменьшился к 2007 г. более чем в два раза и составил 45,1 млрд долл. США.

    Однако в настоящее время характер экономических задач требует корректировки функций и структуры Стабилизационного фонда при сохранении консервативной финансовой политики. В этой связи Президентом Российской Федерации в бюджетных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 и 2007 гг. был предложен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов.

    Первое - это Резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также - для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Средства Резервного фонда могут быть использованы по двум направлениям:

1. для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования указанного трансферта;

2. на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Целью Резервного фонда является обеспечение финансирования бюджетных расходов и сбалансированности федерального бюджета. В случае, если доходов от нефти и газа, поступивших за год, будет недостаточно для целей бюджета, тогда определенная часть средств может быть изъята из Резервного фонда. Средства Резервного фонда могут также использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Совокупный объем средств Резервного фонда

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

01.03.2010

58,90             

1 763,89

01.12.2009

75,07             

2 238,58

01.12.2008

132,63             

3 661,37

Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета